Искусство балета

2 / 24    RU
Сергей Бакин российский живописец, график, член Союза художников России, вице-президент Международной академии современных искусств, почётный деятель искусств России

В галерее «Частная коллекция» 20 февраля открылась выставка санкт-петербургского художника Сергея Бакина «За кулисами балета». Утончённые работы приглашают сибирского зрителя в мир туманных красок масла и пастели, изящных фактур и абстрактных силуэтов…

LT: В мировой живописи балерины прочно ассоциируются с картинами Эдгара Дега. В этом контексте вы ищете свой стиль, спорите с Дега или дополняете его историю?

СЕРГЕЙ БАКИН: В моей работе не обошлось без влияния Дега. Пьер Ренуар как-то отметил, что человек хочет стать художником не тогда, когда восхищается природой, а когда видит хорошую картину и думает: «О, чёрт! И я так хочу!» Влияние других мастеров можно проследить у всех художников, тем более в юности, когда ещё нет твёрдой опоры в мастерстве. И я, конечно, тоже прошёл через это. Помню, в старших классах ленинградской средней художественной школы среди педагогов для меня не было авторитетов. Это уже сейчас, находя в интернете работы бывших преподавателей, я понимаю, насколько талантливы они были, просто обладали скромностью. Но тогда, как это часто и бывает, меня больше увлекал запретный плод – неформальный арефьевский круг с его непривычным подходом к цветовой палитре, тематике, способу наложения краски и отношением к искусству в целом. В своё время создателей этого круга вышибли из СХШ за формализм, но недостаток академизма в работах они восполняли иным художественным взглядом, который по-своему чрезвычайно ценен. Для меня высший пилотаж – это синтез основ традиционной школы живописи с непосредственным, как у ребёнка, ви́дением. Как сказал Р. С. Гудзенко, представитель арефьевского круга, художник должен жить в постоянном состоянии влюблённости. В то время в СХШ импрессионисты, фовисты, символисты и другие «исты» не приветствовались. Никто не говорил о гениальности этих художников – я сам для себя её открыл. В числе этих художников был и Дега. Немногие знают, что у него помимо общеизвестных лошадей и балерин есть ещё и замечательные пейзажи, но с ними я познакомился гораздо позже. Сегодня мне уже абсолютно неинтересно сопоставлять свои работы со стереотипными представлениями о Дега. Есть и другие мастера, которые прекрасно писали балерин – например, Ж.-Л. Форен, А. В. Фонвизин, В. В. Лебедев. Но сегодня я уже стараюсь никому не подражать.
«Таврический сад». Бумага, пастель. 36.5х55 см.

Почему вы обратились к теме балета?

Свои первые работы с балеринами я делал на заказ – открывал журнал «Советский балет» и придумывал сюжет, глядя на фотографии. Для вдохновения ставил букет цветов подходящей цветовой гаммы. А когда предложили сделать целую балетную серию для выставки, я взвыл: «Мне бы хоть увидеть этих балерин!» Тогда мне сделали пропуск в Мариинский театр, а затем и в театр имени Якобсона, где я смог присутствовать на репетициях. Оказалось, что в реальности всё совершенно не так, как я себе придумал. Вместо воздушных балерин в пачках зашли девчонки в тренировочных костюмах со спортивными баулами, разложили вещи и принялись за растяжки. Но как раз эта реальность меня по-настоящему и увлекла!

Ещё одно важно направление в вашем творчестве – пейзажи Петербурга, порой напоминающие город времён Ф. М. Достоевского.

Да, в Санкт-Петербурге никуда без Достоевского, особенно в районе Сенной площади, где словно пахнет достоевщиной. Я раз десять перечитывал «Преступление и наказание», ходил по маршрутам, описанным в романе: каналу Грибоедова, Столярному переулку; считал ночью под дождём ступеньки и шаги, сделанные Раскольниковым.
«Эскиз. Бумага, пастель. 40х30 см. 2017 г.

В своей книге «Пространство Эвклида» Кузьма Петров-Водкин говорил об опасности, которая грозит всем художникам, решившим писать Петербург – по его словам, этот город может захватить своей особой красотой так, что мастер не сможет видеть другую красоту.  Что бы вы ответили Петрову-Водкину?

Художнику интересно всё! К сожалению, Санкт-Петербург сейчас меняется – строятся новые нелепые дома, кварталы и постепенно уходит в небытие уникальная историческая атмосфера города. Это мой родной город, и мне неприятно видеть, как он теряет своё очарование, утрачивает связь времён.
Как-то художник и искусствовед Миша Иванов сделал мне замечание: «У вас такая шикарная пластика в пейзажах! Но почему вы не обобщаете изображение, зачем так много мелочей?» На что я ответил: «Не волнуйтесь, современные архитекторы скоро всё обобщат и без нас». А мне же, когда выхожу на натуру, каждую дымовую трубу жалко на доме. Ведь скоро их не будет, как не будет и живописных крыш… Бывает, думаю: холодно, неуютно – приду на этот мотив, когда потеплеет. Прихожу, а дома уже и нет.  

Отдельно хотелось бы поговорить о той сложной, деликатной работе с колористикой, которая очевидна в ваших работах. Как вы прорабатываете палитру?

Это действительно непростая задача, но набитых приёмов у меня нет, иначе развитие, по моему мнению, останавливается. Конечно, было бы проще найти эффектный, коммерчески востребованный приёмчик, приятный для глаза, и применять его во всех работах. Но тогда так и останешься мастером одного жеста, что, в, общем-то, тоже неплохо.
«Балет». Бумага, пастель. 60х40 см. 2023 г.

И всё же, в отличие от картин многих современных авторов, которые говорят яркими простыми цветами, в ваших работах читается продолжение вековых традиций, где можно увидеть отголоски и Коровина, и Моне… Поделитесь вашим отношением к цвету?

Да, многие зрители сегодня любят псевдоимпрессионистскую живопись, где наляпано всё и сразу, да ещё и чтоб поярче. Но в пейзажах Петербурга нет ярких цветов, они в основном пастельные. Раньше я использовал яркие краски. Возможно, к ним ещё вернусь – иногда полезно глаз «почистить».

Сейчас вы готовитесь к выставке в Новосибирске. Какие работы отобраны для этой экспозиции?

Я с удовольствием откликнулся на неожиданное для меня предложение новосибирской галереи «Частная коллекция» предоставить для выставки свои работы из серии «Балет». Некоторые из них пришлось на время забрать из галерей Санкт-Петербурга и Москвы (всего мы отобрали 57 работ), из них четыре питерских пейзажа и 22 листа в паспарту. Все они написаны с 2001 года по настоящий момент.
Я планирую прилететь на открытие выставки – интересно лично познакомиться с красивым пространством галереи и его хозяйкой Ириной Юдашкиной, с гостями, а также – с самим городом, где я ещё ни разу не был. Надеюсь, получится посетить и закулисье НОВАТа – самого большого театра России. Кто знает, может, у меня появится сибирское продолжение балетной серии работ… 
«За кулисами». Бумага, пастель. 60х84 см. 2023 г.

 

Ирина Юдашкина, владелица галереи «Частная коллекция»:
С работами питерского художника Сергея Бакина я познакомилась почти десять лет назад – в период открытия галереи «Частная коллекция». Это были пастели балетной серии и пейзаж Санкт-Петербурга, написанный маслом на холсте.
Одна из тех работ даже поучаствовала в благотворительном аукционе, организованным журналом «Стиль» (ныне – Leaders Today) и, конечно же, была приобретена участником благотворительного мероприятия.
Меня привлёк особенный стиль Сергея Бакина: нечто тонкое, неуловимое, то, что и привлекает взгляд и внимание зрителя. Интерьер, с участием работ художника, наполняется аристократическим достоинством и шиком.
От лица галереи «Частная коллекция» я с радостью представляю выставку работ балетной серии Сергея Владимировича Бакина новосибирцам и гостям города. В произведениях автора присутствуют живое свечение и сила, именно на этом и хотелось сделать акцент при выборе работ для экспозиции выставки «За кулисами балета».
И, конечно же, у гостей галереи есть возможность получить собственные эмоции и впечатления от картин, созданных настоящим Мастером.

Галерея «Частная коллекция»
Новосибирск, Советская, 26,
+7 (383) 222-0021, +7 (953) 861-5937
chastnayakollekciya@mail.ru,
artgallerynsk.ru
VK
@art.collezione
@chastnaya_kollekciya

Текст: Саша Зайцева,
Анастасия Михайлова