«Сибирская строительная неделя» в этом году стала крупнейшей на востоке России профессиональной отраслевой площадкой для строительных компаний Урала, Сибири и Дальнего Востока. В преддверии события Юрий Гатилов рассказал Leaders Today об основных принципах создания комфортной городской среды и ключевых трендах в строительстве жилья.
LT: Что должен учитывать застройщик, создавая комфортное пространство для людей в городе?
ЮРИЙ ГАТИЛОВ: Основные принципы комфортного пространства мы сформулировали во внутренних регламентах компании ООО СЗ «Новосибирский квартал». Мы продвигаем комплексный подход, позволяющий сделать все элементы – проезды, дворы, детские площадки и парковки – безопасными и дружелюбными, а главное – адаптированными к восприятию и потребностям горожан. Ключевой наш принцип – возможность свободно и безопасно перемещаться, комфортно проводить время жителям всех возрастов. В наших кварталах мы чётко обозначаем границы между пешеходной зоной и машинным проездом, создаём сети замкнутых пешеходных маршрутов, работаем над обеспечением достаточной освещённости дворов. Одно из главных преимуществ наших жилых комплексов «Фламинго» и «Кольца» – разнообразие игровых зон. Причём все они вплетены в ткань микрорайонов так, чтобы у ребёнка была возможность безопасно путешествовать из двора во двор.
Какие новые тренды при создании своих микрорайонов учитывает «Новосибирский квартал»?
Мы смотрим на малоэтажную Европу и видим, что ключевую тенденцию мы много лет назад почувствовали правильно: среда квартала должна быть комфортна и интересна как для детей, так и для взрослых, чтобы эти две группы взаимодействовали, обменивались опытом.
Город в целом должен быть доброжелательным к человеку и представлять собой интерактивную комфортную среду. Ещё один общемировой принцип – экологичность. Именно поэтому мы выбираем локации вдали от напряженного трафика и шума. Осознанные семьи уезжают из оживлённых городских районов и переселяются туда, где дети будут видеть небо, дышать свежим воздухом. Это важно для горожан сегодня.
Будут ли дорожать новостройки в свете последних ипотечных изменений?
Банки переложили комиссию по льготной ипотеке на застройщиков, и я полагаю, что удорожание новостроек составит до половины от размера комиссии, так как девелоперам придётся нивелировать снижение маржинальности. Удорожание могут спровоцировать и более глобальные и трудно прогнозируемые факторы в виде логистических цепочек, корректировки себестоимости строительства, дефицита рабочей силы и перемены курса валют.
Вторичное жильё не последует за новостройками, так как на него, в принципе, не распространяются субсидируемые государством ипотечные программы. С учётом текущей стоимости рыночных кредитов «старый фонд» продолжит дешеветь.
За счёт чего будет выживать рынок недвижимости?
Ситуация на рынке недвижимости непростая, но её нельзя назвать плачевной, учитывая, что 2023 год был завершён с рекордным показателем по числу зарегистрированных договоров долевого участия. Несомненно, прекращение действия всеобщей льготной ипотеки на фоне экстремально высокой ключевой ставки негативно скажется на динамике покупательской активности. Но девелоперы сумеют стимулировать спрос субсидированными кредитами, различными видами рассрочки и трейд-ин. Безусловно, нам вряд ли удастся повторить пиковые показатели прошлого года. Однако драйвером останутся адресные программы, которые со временем только набирают популярность – например, семейная ипотека и программа, рассчитанная на IT-специалистов. Девелоперы также продолжат совместно с банками разрабатывать дальнейшие меры по сохранению привлекательности льготных продуктов. Рынок будет жить в первую очередь за счёт желания граждан улучшать жилищные условия. Вместе с тем инвесторы будут постепенно уходить с рынка недвижимости в другие инструменты получения доходов.
Ипотека станет из доступного инструмента буквально роскошью?
Мы будем наблюдать спад объёмов выдачи льготной ипотеки на ближайшие полгода минимум в два раза. Застройщики в 2023 году поставили очередной рекорд ввода в эксплуатацию недвижимости. На сегодняшний день, у девелоперов осталось нереализованного жилья на восемь-девять месяцев продаж. Что в свою очередь даст возможность прощупать покупательскую динамику и не рисковать с предложением акций или скидок.
Как изменится продукт на рынке новостроек?
Застройщик научится быть ещё более точным. Для нас тренд №1 – методы, основанные на взаимодействии с будущими пользователями среды. Необходимо правильно задавать вопросы целевой аудитории о том, что она думает о том или ином месте, как видит свой дом, как собираются проводить там время, а затем корректно трактовать ответы и обрабатывать полученные данные. Мы научились это делать, и поэтому предлагаем готовые продуманные решения. Ещё один тренд, о котором стоит упомянуть – маршруты. Необходимо разрабатывать для жителей маршруты разного масштаба: дворовый, районный, городской, прорабатывать пути коммуникации, пути пересечений и общения. Такой комплексный подход помогает создавать новые сценарии жизни в городском пространстве.
Как с помощью урбанистики создать места притяжения в районах города, особенно удалённых?
Знаете, почему квартиры в наших микрорайонах «Фламинго» и «Кольца» так хорошо продаются? Мы строим, ориентируясь не только на карты. Мы пешком скрупулезно изучаем локации, проводим комплексный анализ районной застройки, выявляем пешеходные маршруты, места притяжения с потенциалом формирования локальных центров, в которых будут сконцентрированы уникальные общественные функции. Поняв, что есть, а чего не хватает, мы очень легко восполняем недостающий функционал, как это было во «Фламинго», где мы создали не просто торговый центр, а общественный центр со спортзалом и кафе. В ближайшем будущем крупные российские города начнут разрабатывать методики для качественного изменения среды в спальных районах за счёт создания уникальных локальных рекреационных центров. А мы уже научились внедрять комплексный подход и строить, понимая потребности людей. Кстати, вовлечение жителей в процесс выработки решений о том, каким будет их двор и их район позволяет решить множество проблем.
Расскажите о реализованных проектах компании, которые вы считаете наиболее успешными.
Конечно, это наши любимые проекты «Фламинго» и «Кольца» в Новосибирске: шикарная детская инфраструктура, добротное озеленение, комфортные малоэтажные дома с лифтами, отделка под ключ. Мы взяли за основу принцип комбинирования функциональных зон, каждая из которых имеет несколько вариантов использования. И в наших кварталах всегда душевно и уютно. Любой житель скажет вам, что «Фламинго» по настроению и атмосфере напоминает ему советские дворы, где мальчишки играли в футбол, взрослые джентльмены – в шахматы и домино, и жизнь текла степенно и спокойно. В этой атмосфере формируется базовое ощущение дома, понимание, что такое Родина, за которую не жалко и жизнь отдать. Только в таком климате может расти нормальный человек. Компания ООО СЗ «Новосибирский квартал» продолжит развивать сибирские города и делать жизнь людей комфортнее и лучше.
10 / 24
В Новосибирске произошёл важный шаг для автомобильного рынка региона: компания «Сибирские Моторы» стала первым официальным дилером китайского автопроизводителя GAC в столице Сибири
9 / 24
Как любовь к планированию сложных туристических маршрутов вдохновила на создание собственного бренда.
9 / 24
К чему готовиться бизнесу в 2025 году?
9 / 24
Как оценить уровень актуальных для компании параметров?
9 / 24
Что помогает добиваться блестящего результата в переговорах и почему навыки продажника необходимы каждому?
9 / 24
О своём многолетнем опыте сотрудничества с компанией Modul Life, победах и возможностях рассказала Татьяна Рябцева.