Мечта сама себя не реализует

3 / 24     RU
Мечта сама себя не реализует
Сергей Суховей 4-кратный чемпион мира по ушу, 9-кратный чемпион Европы, 40-кратный чемпион России, мастер спорта России международного класса, наставник четырёх чемпионов мира и нескольких десятков тренеров, член Союза фотохудожников России, режиссёр и сценарист

Достигнув спортивных вершин в ушу и воспитав достойных преемников, Сергей Суховей успешно покоряет новый Олимп – в мире киноиндустрии.
Начиная с 2021 года Сергей создал три короткометражных фильма: «Подмена», «Чай сам себя не выпьет» и «Ближе, чем Луна». Сегодня, будучи чемпионом мира по ушу, режиссёром и сценаристом в одном лице, Сергей Суховей повышает квалификацию в киноакадемии Н. С. Михалкова и работает над новым кинопроектом.

LT: Сергей Алексеевич, почему, будучи выдающимся ушуистом, вы решили оставить профессиональный спорт и заняться кино?

СЕРГЕЙ СУХОВЕЙ: Последние годы в спорте как тренер я только и делал, что тиражировал достижения. Это превратилось в День сурка. Менялись ученики, в остальном это было конвейером: потренировались – выступили – получили медали – вернулись – дали интервью. И так по кругу… Я перестал чувствовать смысл. Медали? Зачем? Какая от них польза?
Желание сменить род деятельности возникло давно. Удерживало чувство ответственности перед учениками, но давняя мечта снимать кино стучалась в дверь всё назойливей. Уже не спасал и компромисс в виде занятий художественной фотографией. Наконец, в 2019 году я понял, что мечта сама себя не реализует и шаг за шагом стал идти к ней, практически с нуля начиная новую жизнь. Кстати, не факт, что она сложится так же удачно, как спортивная карьера.
Ушу останется со мной – возможно, я буду вести оздоровительные тренировки, в том числе онлайн-занятия, но профессиональный спорт уже в прошлом. Сейчас для меня в приоритете кино.

Расскажите об этом новом для вас опыте подробнее.

Первое время в процессе работы над фильмом я был сценаристом, режиссёром, художником, оператором, осветителем, грузчиком, водителем, костюмером, продюсером – словом, делал всё сам, кроме актёрской игры и озвучки.
Многие энтузиасты откликались на мои призывы о помощи, была даже пара предложений выступить режиссёрами в моих фильмах. (Смеётся.) Но никто не решался занять продюсерскую вакансию. Продюсер появился лишь при работе над последним на данный момент фильмом «Ближе, чем луна». Совершенно неожиданно я получил письмо в соцсети с предложением от незнакомой мне Веры Ковалёвой – она, как оказалось, имела серьёзные организационные компетенции. Мы отлично сработались. Многие новосибирцы уже знают Веру по проекту «Другая жизнь города N».
Сейчас мы совместно работаем над моей дипломной работой в рамках обучения в академии Н. С. Михалкова. Дело в том, что в августе прошлого года я переехал из Новосибирска в Москву и поступил в академию на режиссёрской курс легендарных мастеров В. И. Хотиненко и В. А. Фенченко. Часть занятий проводит сам Никита Сергеевич, их не так много, но именно они задают высочайшую планку и тон всему процессу. В академии обучается всего шесть режиссёров – все мы прошли серьезный конкурс из 40 человек на место.

По какому принципу вы отбираете истории для фильмов?

Они, как правило, связаны с моим опытом. За основу берется тема, которая тебя скребёт изнутри. Например, второй мой фильм «Чай сам себя не выпьет» основан на реальных событиях, которые я решил показать под несколько иным углом – в комедийной, гротескной форме. Многие люди говорят и пишут мне, что знают такого человека, как антигерой моего фильма. Они взахлеб говорят об этом и не могут остановиться, ведь это их боль.
К съёмкам фильма «Ближе, чем Луна» меня подтолкнули три случая суицида молодых людей в кругу близких мне людей – эти трагедии произошли одна за другой в течение нескольких месяцев и отозвались во мне душевной болью. Во всех трёх случаях у подростков были сложные взаимоотношения с родителями – недостаток внимания либо, наоборот, гиперопека.
За 31 год я провёл десятки тысяч тренировок. В этот период у меня было, наверное, больше тысячи учеников. И я знаю, насколько для них значимы взаимоотношения внутри семьи. Иногда я замечал, что ребёнок становился более агрессивным или, наоборот, подавленным и рассеянным. Я предполагал, что разлад в его семье и действительно выяснялось, что родители ученика разводились. К сожалению, биологическая зрелость не всегда сочетается с внутренней готовностью быть родителем.

А вы, воспитывая сына, сталкивались с моментами недопонимания?

Конечно, но у нас в этом отношении благополучная семья. Мы с женой много внимания уделяли ребёнку с самого его рождения. С сыном нас объединяют тёплые доверительные отношения и общие интересы, основные из которых – спорт и кинематограф. Алексей с четырёх лет тренировался под моим руководством. Он победитель первенств России и Европы по ушу, а сейчас ещё и студент режиссёрского факультета ВГИКа – мы занимаемся одним делом, в котором помогаем друг другу. Кстати, в фильме «Ближе, чем Луна» Алексей сыграл главную роль.

Кто исполнил роли других подростков?

Был серьёзный кастинг среди студентов Новосибирского театрального института и учащихся одной из лучших театральных студий города. В поединках одного из героев дублировал мой ученик – спортсмен Артур Копп. В этом фильме я впервые решился включить в сюжет сцены поединка – думаю, фильм будет интересен всем, кто увлекается единоборствами. Весь съёмочный процесс занял несколько дней – проходил он в окрестностях Новосибирска в заброшенном комплексе зданий и на берегу реки.
Съёмки фильма «Ближе, чем Луна»

Наверняка, вы замечали, что спорт помогает подросткам легче переживать жизненные сложности?

Без сомнения. Телесные практики укрепляют дух и тело, формируют стрессоустойчивость, дисциплину, целеустремлённость и умение преодолевать трудности. К тому же ребёнок или подросток, который занимается в секции вместе со сверстниками, гораздо меньше ощущает себя одиноким. Общение здесь, как правило, более неформальное, чем в школе – в том числе и с тренером.
Контраст юного спортсмена с молодым человеком, не занимавшимся спортом, очевиден, поскольку в последнем случае, как правило, нарушен принцип гармоничного развития личности. Я считаю, что за позицией родителей, которые принципиально не отдают ребёнка в спорт, часто кроются их собственные комплексы или незрелость. А выбирать между спортом и искусством – это практически то же самое, что выбирать «руки с мылом мыть или чай с сахаром пить». Одно другому не должно мешать! Кстати, ушу объединяет спорт и искусство – способствует развитию креативных способностей, образного мышления и чувства прекрасного. В ушу помимо спортивных возможностей нужны качества художника – чувство линии и ритма, артистизм.
Я начал заниматься ушу с 13 лет, хотя для спортивных достижений рекомендуется начинать не позже 1-2 класса. Но мой личный опыт позднего старта позволил мне подготовить профессиональных спортсменов международного значения из ребят, которые пришли в ушу вообще в студенческом возрасте. Главное в любом деле – это мотивация. 

Сейчас вы готовитесь к съёмкам нового короткометражного фильма, о чём он будет?

Фильм с рабочим названием «Дом деда» посвящён проблеме отцов и детей. Съёмки начались в марте в Тверской области и уже к концу мая работа будет готова. Финансирование проекта осуществляется за счёт средств Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова и поддержки меценатов. Права на фильм будут принадлежать академии Н. С. Михалкова, но, надеюсь, всё же получится показать его в Новосибирске. К сожалению, учебное кино редко доходит до массового зрителя, хотя часто это удивительно тонкие, сложные и глубокие истории. Мы ТАКЖЕ планируем участие в кинофестивалях 

Какие тенденции вы можете отметить в киноиндустрии?

Сегодня – время сериалов, хотя один сезон сериала, как правило, имеет примерно ту же смысловую нагрузку, что и полнометражное кино продолжительностью полтора-два часа.
Также востребованы комедии, фильмы для молодёжи, детей, исторические картины о славном российском наследии и истории с хэппи-эндом. Я и сам не сторонник фильмов с негативным финалом. Кино – это кодовая программа, которая усваивается зрителем на чувственном уровне. Бывает, что после просмотра фильма возникает желание «развидеть» это, но уже поздно – истории продолжают жить в нас, формировать нашу реальность. К сожалению, не всегда художники берут ответственность за то, что они делают: «Я художник, я делюсь своим внутренним миром, а остальное меня не интересует». Но я считаю недопустимым отравлять жизнь другим.
Кино – это ещё и идеология. Не нужно бояться этого слова. Фильм всегда несёт какую-то идею. Хороший режиссёр основную идею проносит изящно, как бы контрабандой. Не всякий зритель в состоянии понять сразу, какую инъекцию (или инфекцию) он только что получил. Талантливо можно пронести любую историю, спрятав главную мысль за эффектами, трюками, красивым изображением, хорошей игрой актеров.

Как вы сегодня в целом оцениваете отечественный кинематограф?

Я просматриваю в год не менее 300 фильмов. Среди современных отечественных работ немало и тех, которые сняты даже лучше, чем легендарные советские картины. Но в большом потоке они пролетают мимо – мы просто не успеваем их вычленить, оценить и полюбить. К тому же не все фильмы доходят до кинотеатров. Главное – не следует наше кино сравнивать с голливудским. У нас другой путь, другие смыслы и ценности.

Текст: Анастасия Михайлова