Краеведческий музей Новосибирска, перешагнув столетний рубеж, стал местом культурного притяжения современной молодёжи. О том, что привлекает сегодня людей в музее, а также о культуре как периферической нервной системе государства рассказала директор знакового учреждения Юлия Шуклина.
LT: Юлия Константиновна, каким вы сегодня видите взаимодействие музея и современного человека?
ЮЛИЯ ШУКЛИНА: Музей – это прежде всего пространство диалога. Создавая выставки и экспозиции, мы даем возможность каждому посетителю музея выстроить общение с прошлым, традициями, историей в той форме и с той степенью погружения, которую выберет он сам. Для этого, кроме интересных проектов, мы выстраиваем очень комфортное пространство.
Уже семь лет мы занимаемся ключевыми вопросами российского музейного маркетинга и гостеприимства и каждый год проводим фестиваль музейного маркетинга и гостеприимства «Музей для людей», который каждый раз собирает более 300 музейщиков со всей страны.
Мы уверены, что музей не должен быть исключительно элитарным и требующим специальной подготовки. Я помню, как нам в школе говорили: «Завтра мы идём в музей, поэтому прочитайте дома про того или иного художника, чтобы понять то, что увидите». Но я считаю, что выставочное пространство должно быть нераздельно с человеком, то есть вызывать у него конкретные ассоциации с каким-либо местом, человеком, событием, опытом... Музейный проектировщик должен не устанавливать дистанцию между посетителем и предметом, а, наоборот, найти точки связи между ними, вступить во взаимодействие с посетителями, стать соучастником тех удивительных открытий, которые они делают, а не просто фоном. Из всех этих «осколков» мы и пытаемся сложить слово «музей», чтобы сделать мир зрителя ещё более объёмным, чтобы полноценно взаимодействовать с категориями памяти, традиционными ценностями.
Увы, и сегодня в музеях часто представлены проекты, основанные лишь на личном интересе кого-то из сотрудников – к примеру, собирает он значки и поэтому делает выставку значков, интересную лишь нескольким коллекционерам и их семьям. У нас же ни один проект не создаётся только потому, что нам так захотелось – мы всегда тщательно анализируем и учитываем запрос наших зрителей.
А каков сегодня этот запрос?
Он разный, как и наши выставки. Во-первых, мы стараемся одновременно освещать разные темы, чтобы попасть в интересы как можно большего числа групп посетителей. Например, одна экспозиция ориентирована на молодёжь, другая – на старшее поколение, третья – на ценителей искусства, четвёртая – на любителей техники и т. д.
Нашим новшеством стали долгие музейные выставочные проекты, рассчитанные на несколько лет. Их можно сравнить с сериалами, где каждая выставка рассказывает об отдельной коллекции или истории. В прошлом году мы запустили наш первый сериал, «Обычные вещи», в рамках которого одна тема – история всем известных бытовых вещей – разворачивается в разных выставочных проектах. Первая его серия была про тарелку – предмет, с которым мы встречаемся каждый день, не задумываясь, что он является участником невероятных интриг, драм, романтических историй, захватов государств, развалов империй. Мы рассказали гостям музея эти удивительные сюжеты, начиная с тарелок эпохи неолита и заканчивая предметами современного искусства, расписанными Михаилом Шемякиным и другими известными мастерами.
1-го марта мы представили вторую серию – выставку «Обычные вещи. Свет», демонстрирующую около 300 предметов: древние масляные светильники, лучины, глиняные сосуды, изысканные канделябры, подсвечники, урановое стекло, голограммы, рефракторные линзы, освещавшие цокольный этаж Городского торгового корпуса, дореволюционные электрические приборы и даже умную лампочку для Алисы… Это экспозиция не просто про осветительные приборы, а, скорее, про возможности человека, позволяющие ему видеть, творить, изобретать, жить и т. д. Для нас ценно, когда посетители говорят: «Ух ты!» Предметы и факты, которые вызвали удивление, точно запомнятся надолго!
Открыть для себя эту безумно красивую историю света можно до 1-го мая 2024 года. Этот проект распространяется и на наш детский центр «ТыМузей», где можно познакомиться с познавательной программой «ПроСвет» и театром теней. А недавно мы выпустили специальную открытку, позволяющую с помощью теней «посещать» музей, не выходя из дома.
Для чего мы запустили сериал «Обычные вещи»? Нам важно изменить отношение посетителей к музею: сократить дистанцию между наследием и гостем музея, артикулировать, что музей – это про человека и для него.
Какой коллекцией музея или отдельными экспонатами вы гордитесь больше всего?
Для меня как археолога по специальности крайне интересна редкая коллекция бронзового средневекового литья, найденная в 2018 году в Сузунском районе. В 2021 году мы делали потрясающую мультимедийную выставку этих экспонатов с видеопояснением, как эти предметы использовались людьми для общения с миром духов. Сейчас мы ведём переговоры с Шанхаем, и, возможно, скоро продемонстрируем эту выставку в одном из музеев Китая.
Также я очень люблю нашу коллекцию сузунской народной иконы, которая находится в Музее сибирской народной иконы, входящем в состав музейно-туристического комплекса «Сузун-завод. Монетный двор». Кстати, это единственный музей народной иконы в России! Иконы, находящиеся здесь, когда-то находились в центре духовной жизни жителей Сибири. Для знакомства с экспозицией, а также всем комплексом монетного двора можно воспользоваться нашей увлекательной однодневной экскурсией, включающей трансфер от Новосибирска до Сузуна и обратно, услуги гида и обед. А летом будет запущен ещё и 2-дневный тур с дополнительным посещением Караканского бора и настоящей археологической экспедиции. В общем, планов у нас много!
И третья моя любимая коллекция – это работы Элия Михайловича Белютина. Наш музей располагает одним из самых крупных собраний произведений этого художника в России. Можно долго спорить о концепции, цвете, форме, но могу сказать точно: школа «Новая реальность», возглавляемая Элием Михайловичем – это удивительный этап в развитии русского искусства. Искусство либо входит с тобой в резонанс, либо нет. Если этого не происходит, эмоционального отношения к художнику ты никогда не сформулируешь. Мне повезло, я была лично знакома с супругой художника Ниной Михайловной Молевой, к сожалению, ушедшей из жизни в начале этого года. И я вижу в работах Элия Михайловича не только мастерство, эпоху, вызов и поиск, но и отражение их бесконечной любви друг к другу. Ощутить это, глядя на картины, можно только в общении с подлинниками. Даже если сделать живописную реплику один в один с оригиналом, то уже исчезнет та неуловимая суть, которая и делает картины произведением искусства. Именно поэтому у нас в музее нет копий. Музей – это по-настоящему!
Сегодня всё больше людей стремятся понять собственную идентичность, повлиял ли этот тренд на увеличение посещаемости краеведческого музея?
Последние годы наша отрасль столкнулась со многими вызовами, но сегодня мы действительно смогли достичь очень высокой посещаемости. Мы были удивлены, когда открыли двери музея после периода самоизоляции: к нам пошли буквально толпы посетителей. Оказалось, что для многих людей музей – это место не только досуга, но и возможности спокойного комфортного разговора с самим собой. Ведь наша задача не рассказать человеку что-то новое, а поднять те культурные пласты, которые уже заложены в нём предыдущими поколениями и эпохами. Так наши зрители ещё глубже начинают ощущать свою цельность.
К нам стало приходить много молодых людей, которые придерживаются позиции: «если не сфотографировался, значит, не был», поэтому лестница на второй этаж и люстра в 10-м зале музея стали особенно популярны в соцсетях. И наша задача – поймать фотолюбителей, уделив особое внимание экспозиции в этих двух точках фиксирования. Таким образом мы «приручили» любителей социальных сетей. Мы изменили концепцию, и сейчас вместо замены экспозиций раз в два месяца мы открываем их каскадом, то есть заменяем выставки не сразу все, а фрагментарно, но гораздо чаще. Благодаря этому всегда можно найти для себя в музее что-то новое и взглянуть на историю своего города и знаковых для него мест с другого ракурса. Например, многие посетители удивляются, узнав, что в Колонном зале городского торгового комплекса, где расположен наш музей, принимались важнейшие решения – здесь были и адмирал Колчак, и генерал Краснов, и многие высокопоставленные чиновники советского периода.
Интерес к этим событиям, к музею и есть стремление к поиску своего места в историческом процессе. Позиция музея – без какого-либо нарративного сопровождения изложить факты в виде имеющихся у нас предметов и доказательств. Таким образом мы даём человеку счастье самостоятельно сделать выводы и собственные открытия. У нас ведётся очень серьезная работа с музейными сотрудниками. Экскурсоводы, администраторы, служба безопасности музея – самые главные и ответственные наши коллеги. Они, напрямую работая со зрителями, стоят в авангарде нашего учреждения, а мы, стратеги и разработчики, фондовики, проектировщики, пиарщики и дизайнеры делаем всё, чтобы их взаимодействие с гостями было исключительным. Обратите внимание на смотрителей музея – это же красивейшие женщины нашего города!
Судя по всему, и сам краеведческий музей идёт в авангарде культурной жизни Новосибирска.
Да, и мы готовы на деле отстаивать свою позицию значимости истории страны и города, а также музея как важнейшего объекта культуры. Из года в год наше учреждение по множеству критериев занимает 2–3-е место в топе ведущих российских музеев областного подчинения.
Я своим студентам говорю: «Нельзя искренне и надолго полюбить знаменитость по фотографии, равно как и нельзя любить страну, которую ты совсем не знаешь». Историю и культуру нашей огромной и прекрасной страны необходимо изучать с близких человеку мест, с истории своего города, региона. Узнавать и пропускать через себя судьбы и традиции людей, живших в одном месте с нами. И постепенно это чувство любви и причастности вырастет до границ всей страны. Я уверена, что расшифровав культурный код и узнав историю региона, места, где ты живёшь, осозна́ешь, что не нужно уезжать из своего города – мы все часть великой страны.
Вы как-то говорили, что хотели бы расширить Музей природы и перенести его на левый берег. Как сегодня обстоят дела с этой идеей?
Да, музей должен находиться в отдельном здании, поскольку его нахождение в жилом доме несёт массу неудобств как для жильцов, так и для самого учреждения. Например, особенности логистики предполагают доставку экспонатов ночью, когда в город могут заехать большие грузовые машины. Но ночная разгрузка может нарушать спокойный сон жителей дома. Мне бы хотелось, чтобы Музей природы находился на левом берегу, где крайне мало учреждений культуры, а ведь они должны быть доступны для жителей всего города! Надеюсь, что наша идея в скором времени осуществится. А пока в конце апреля этого года в Ледовом дворце спорта «Сибирь-Арена» мы открываем Музей олимпийской славы Сибири, где помимо презентации спортивных достижений наших земляков будет много детских программ. И пока родители, к примеру, смотрят матч, ребёнок может с пользой провести время с аниматором, который в игровой форме расскажет ему о разных видах спорта и т. д.
25 марта наша страна отмечает День работника культуры – что вы вкладываете в понятия «культура» и «русская культура»?
Часто говорят, что культура – это некий хребет страны, на котором всё держится. Но я уверена, что культура – это периферическая нервная система, которую невозможно вычленить или отделить от живого человека… Да, есть субъекты культуры, а есть и то, что рождает сама культура – смыслы и национальные коды, которые оседают где-то в человеке и становятся его этическими и эстетическими ориентирами. Культура – это не направление, а пространство, в котором живёт каждый из нас. Я абсолютно согласна с выражением Дейва Логана (современный американский писатель, доктор философии, автор ряда работ о лидерстве и организационной культуре. – Прим. ред.) «культура ест стратегию на завтрак»: то есть даже самая гениальная стратегия развития не будет эффективна при отсутствии культуры.
Благодарим за помощь в создании образа бутик итальянской одежды LuisaSpagnoli