Сибирская индустрия моды меняется: открываются забытые культурные коды, локальный дизайн покоряет широкий рынок, а эксперты отрасли, кажется, поняли, на что делать ставку в развитии региональных брендов. Алёна Русакова уверена, что Новосибирск по праву может позиционироваться в современном модном мире как территория высоких технологий и креативных идей.
LT: Мода в Сибири – что о ней сегодня можно сказать?
АЛЁНА РУСАКОВА: Что до сих пор она не сформировалась как бренд. «Кто только ни пробовал поднять эту сибирскую моду — и ничего!» — распространённое мнение, и отчасти оно справедливо. Самые активные и талантливые творцы переезжают в Москву и Санкт-Петербург. Есть много имён, которые мы видим на вывесках местных шоурумов, но большинство этих дизайнеров вряд ли связывают своё будущее с Новосибирском. Даже энтузиасты своего дела со временем устают бороться с действительностью и сдаются: среды, в которой талантливому дизайнеру здесь можно развиваться, пока нет. Наша задача – создать эту среду, и решена эта задача может быть только в объединении усилий общественных организаций, коммерческих структур, государства, да и просто жителей, которые готовы поддерживать своих земляков. Я верю, что это возможно. У нас есть несколько серьёзных экспертов, чьи имена сами по себе являются брендами — например, Анна Ладан, Марина Брем-Язикова. Они углубленно работают с дизайнерами Сибири и могут сделать по ним профессиональный расклад.
Как наших дизайнеров и наш дизайн воспринимают в других регионах, Москве, может быть, соседних странах?
В мире определённо возрастает интерес к России, в том числе к российскому дизайну и, как его составляющей, дизайну сибирскому. Один из феноменов регионального дизайна отметили коллеги из Агентства стратегических инициатив на треке по креативным индустриям в рамках проектно-образовательного интенсива «Архипелаг–2023»: оказывается, якутский дизайн за рубежом воспринимается как самостоятельный бренд и работает по всему миру! Дизайнер из Сибири с авторскими украшениями прекрасно отработала на выставке-продаже в Корее и получила только положительные отзывы. Большой проект реализуется при участии российских и сибирских дизайнеров в Дубае. Талантливые и самобытные дизайнеры везде найдут своего потребителя, главное – не забывать про законы формирования бизнеса. Кстати, эту задачу и взял на себя клуб «БрендМиксер» — продюсерский центр, работающий при ассоциации «Мода. Технологии. Ритейл», объединивший экспертов в разных отраслях.
А что представляет собой сама ассоциация? Какие цели вы перед собой ставите?
В 2020 году был запущен проект «Мотив Сибири», в котором любые уникальные проявления культуры края развивались и поддерживались администрацией области. Большой блок был посвящен моде и легкой промышленности: гастроли сообщества профессионалов индустрии моды Beinopen, продуктовый акселератор для ремесленников и дизайнеров, в котором я была куратором и прорабатывала базу. С этого проекта и родилась идея создания Ассоциации «Мода. Технологии. Ритейл». Я считаю, что это прекрасный инструмент для решения задач всех участников отрасли независимо от уровня развития их идеи, и когда я брала на себя ответственность стать президентом создаваемой ассоциации, что эта тема интересна и мне самой для реализации моих проектов. Я ведь сама технарь по натуре и чистый практик. За новшествами в мировой индустрии дизайна слежу довольно пристально и наиболее перспективные, на мой взгляд, технологии беру на испытание и обработку для своего бренда мотоодежды Phoenix&Dragon, а также для других проектов, в которые вовлечена как эксперт.
Главное, что нам нужно сделать сейчас в ассоциации – выстроить чёткую структуру организации, заложить надёжную производственную базу, вырастить мощных специалистов, способных работать со сложными разноплановыми задачами. Тогда можно будет говорить о выходе на уровень высоких технологий в нашей лёгкой промышленности. Сейчас мы начали дорабатывать и структурировать концепцию ассоциации, опираясь на опыт первого года работы: с какими запросами к нам приходят люди, какие проекты актуальны и какие инструменты нужны, какие есть сложности в работе компаний на разном уровне развития. Мы привлекаем партнеров, расширяем команду, вводим новые направления, ищем кураторов и экспертов на направления, в рамках которых будут запускаться проекты. Люди включаются, делят зоны ответственности, решают совместно задачи и своего бизнеса, и отрасли в целом. Я сформулировала бы ключевые этапы развития ассоциации следующим образом:
• объединить людей, работающих в отрасли лёгкой промышленности из разных регионов, с учётом сильных сторон каждого региона;
• помогать участникам отраслевого рынка постоянно повышать квалификацию, развиваться, повышать свою коммерческую привлекательность как для международного, так и для внутреннего рынка;
• устранять препятствия развитию отрасли не только собственными силами, но и силами тех организаций, которые готовы совместно решать эти задачи;
• развивать культуру партнерских отношений в отрасли.
В перспективе мы планируем создать отраслевой региональный центр с упором на уникальные черты Сибири в целом и Новосибирскую область в частности. В 2024 году на площадке «Архипелага» прошла стратсессия в треке развития «Креативных индустрий», в рамках которой прорабатывались элементы культурного кода Новосибирской области. В итоге стало очевидно, что уникальность Новосибирска — это научный потенциал Академгородка, но обязательно в связке с промышленностью и бизнесом всего региона; молодость и бурный рост, динамика развития, много вузов и, соответственно, студентов. И важно поддержать эту уникальность, сохранить молодых талантливых активных людей, которые готовы что-то менять, создать им здесь условия для личной реализации, перспективы и интересные возможности для работы. Результатом нашей работы должно стать позиционирование Новосибирской области как региона, где научные разработки напрямую внедряются в производство, приумножая промышленный потенциал отечественной индустрии моды.
С точки зрения производства понятно, что визуально должен представлять собой сибирский дизайн? Что для обывателя, что для столичного эксперта это «что-то этническое». А как на самом деле?
Сибирский дизайн не обязательно должен опираться только на этнические мотивы, иначе тогда это будет этнодизайн. На самом деле сибирский дизайн ничем не отличается от итальянского или московского: он определяется школой, которая есть в регионе, и поддержкой талантливых дизайнеров, инфраструктурой, возможностью себя показать, развиваться и расти. В Сибири была сильная школа Омска и не менее сильная школа Новосибирска — техникум, институт, Дом моделей. Сейчас необходимо возрождать эту базу.
Основа для вдохновения у дизайнеров может быть любой: сибирская природа, культура, традиционные ремесла — всё это может стать базой для формирования собственной ДНК бренда дизайнеров, работающих в Сибири. Например, в 2023 году мы сделали интересный проект как партнёры гастротуристического фестиваля «В Сибири — есть!» В рамках фестиваля прошёл конкурс молодых дизайнеров «СибМодаЕда», где вдохновением для участников стали блюда родной кухни. Работы получились очень «кутюрными», чему мы были приятно удивлены. У меня даже есть фаворит — костюм капусты от студентки Новосибирского колледжа лёгкой промышленности и сервиса. (Улыбается).
Но вот, кстати, с этническими мотивами тоже хотелось бы разобраться: есть ли цель исследовать через моду наши исконные традиции: символы и узоры, действительно использовавшиеся нашими предками и, вероятно, обладающие мощнейшей энергией?
Безусловно. Команда ассоциации «Мода. Технологии. Ритейл» запустила акселерационную программу «Лёгкий старт: как создать модный бренд в Сибири». Сначала проект будет протестирован в Новосибирске, но в перспективе мы планируем выйти и на другие регионы Сибирского федерального округа. В рамках программы мы знакомимся в том числе и с теми, кто владеет традиционными техниками, которые могут передаваться от пожилых мастериц молодым — у нас есть такой проект и девушка, которая горит этой идеей. Хороший пример реализации подобной задачи — команда, которая возродила уникальную технологию крестецкой строчки и сегодня изготавливает льняной столовый текстиль с уникальными орнаментами высочайшего качества. Тему поиска уникальности регионального визуала мы начали прорабатывать на проекте «Мотив Сибири» при поддержке центра «Мой Бизнес» при Минпромторге, и, конечно, Лады Юрченко — генератора огромного числа креативных проектов региона, и не только нашего. Задачей проекта было создание продукции, которая отражает уникальный культурный код Новосибирской области. Это был хороший проект и первый опыт создания продуктового акселератора. Формат прорабатывался с нуля, моё участие состояло в проработке концепции создания конечных изделий: подбирались площадки, на которых мастера могли создать образцы своей продукции и представить их экспертной комиссии. В итоге планировалось создание уникальных товарных групп для чемпионата мира по хоккею. Политическая ситуация внесла свои коррективы, но с этого проекта началась история нашей ассоциации. Что очень ценно – мы узнали про раскопки загадочного древнего города Чичабурга (сейчас это археологический памятник в Здвинском районе Новосибирской области) и познакомились с огромным количеством мастеров, работающих в различных техниках. И это не про суровую Сибирь, а про разную: как про давнюю её историю, так и про современную.
И всё же есть такое чувство, что многие заинтересованные специалисты и целые компетентные организации стараются открывать и продвигать сибирские дарования, а ярких вспышек так и не случилось. Почему?
Информационной поддержки на уровне региона мало, поэтому и нет ощущения прорыва. Сегодня ведь как: «Не запостил — значит, не было». Нужна системная поддержка на уровне администрации, что, например, было реализовано в Красноярске, который уже несколько лет звучит по России как один из центров креативных индустрий и дизайна. В Иркутске десять лет работает ассоциация этнодизайнеров. Мы работаем примерно полтора года, и уже многие видят результаты. Если к нашей работе начнут присоединяться общественные деятели, профильные министерства, бизнес, который поддержит проекты, то это даст свои плоды.
Талантливых дизайнеров много, но отрасль долгое время была забыта, как говорит директор ООО «Палома» и один из учредителей ассоциации Наталья Житина, «глубоко больна», но люди, которые много лет работают в дизайне, готовы лечить. Ассоциация «Мода. Технологии. Ритейл» — инструмент в том числе и объединения представителей отрасли, бизнеса и государства. На площадке мероприятия «БрендМиксер» 25 января 2024 года мы представили 11 талантливых дизайнеров, которые могут выйти на всероссийский и мировой уровень при наличии системной поддержки. На экофоруме представили ещё одно направление, которое мы развиваем около трёх лет — экомоду. Здесь уже есть результаты: создан инкубатор для молодых брендов на базе экологического общественного объединения «Пчела», появляется новое поколение дизайнеров, которые работают в технике апсайклинга, и довольно успешно. Недавно на конкурсе «Точка RU», который уже пять лет проводит НТИ РГУ им. Косыгина, гран-при получила коллекция именно в стиле апсайклинга.
Как дизайнеры, желающие развить свой бренд, находят вас, и как вы находите их?
Мы проводим много мероприятий, на которых постоянно рассказываем про ассоциацию. Первый год было непросто, так как ещё приходилось преодолевать и конкуренцию между компаниями, и скептицизм. Многие приходили к нам с претензиями: у них было ощущение, что мы — государство, которое не выполняет свою работу. Приходилось многое объяснять, общаться лично. Сейчас вспоминаю, какой объём работы мы проделали, сколько переговоров, консультаций, просто разговоров провели — думаю, как мы это выдержали. (Улыбается.)
На каких ресурсах вы работаете, кто вас поддерживает сейчас?
Работаем на своих ресурсах: энергии, связях, финансах. К сожалению. На мой взгляд, дело это в первую очередь государственное, и мы отдаём себе отчёт в том, что получится не всё. Но в одном мы уверены: можно изменить отношение людей к отрасли, собрать тех, кто хочет развиваться, работать в команде, находить свою уникальность и двигаться по всему миру, помогая потом молодым. Одно из новых направлений нашей работы — наставничество. Мы считаем, что его очень важно возродить, ведь это самый лучший формат обучения — передача знаний от опытного специалиста начинающему. Сейчас начинаем запускать и коммерческие проекты: нужно двигать тех, кто готов уже серьёзно работать. А без вложений и развития не будет роста. Это следующий уровень — клуб «БрендМиксер». Там запускаются форматы продюсерского центра, клубного общения, системных мероприятий и аналогичные программы развития внешнеэкономической деятельности, которые направлены на то, чтобы строить уже серьёзный модный бизнес на весь мир. В этом нам активно помогает Российский экспортный центр и его руководитель Елена Брагова. Своим слоганом с первого дня работы ассоциация взяла «Рост всех через рост каждого»: ведь вырасти можно только в среде профессионалов. Главное — понимать свою цель и идти к ней, постоянно развиваясь и опираясь на сообщество опытных экспертов, заинтересованных в развитии отрасли в целом.
6 / 24
Актуальные идеи масштабирования бизнеса обсудили сибирские экспортёры на VI Международной конференции «Экспорт в страны ЕАЭС–2024. Сценарии межрегиональной кооперации».
5 / 24
Соединить высокую моду и высокие технологии — задача, которую интересно и возможно решить на новосибирской земле.
4 / 24
Вместе с Алёной Русаковой знакомимся с модой будущего, которая рождается сегодня на сибирской земле.
11 / 23
В новосибирском ТРЦ «Мега» открылся флагманский магазин Savage.
10 / 23
Любовь к своей работе, творческий подход и профессионализм — главные ингредиенты успеха.
9 / 23
О сущности русского стиля и его выдающихся чертах.