Театр должен дарить надежду

3 / 24     RU
Театр должен дарить надежду
Константин Яковлев главный режиссёр театра «Глобус» (с июня 2023 г.), художественный руководитель пермского ТЮЗа, дипломант национальной премии «Золотая маска»

Надежда и безысходность, любовь и предательство, спасение и трагедия… В новосибирском молодёжном театре «Глобус» состоялась премьера спектакля «Собаки» по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг!» Размышлениями о современном театре, а также о том, что общего между бродячими псами и людьми поделился режиссёр постановки Константин Яковлев.

Справка: В 2005 году Константин Яковлев окончил Новосибирское государственное театральное училище по специальности «Актёр театра драмы и кино», а в 2012 году – ГИТИС по специальности «Режиссёр музыкального театра». С 2013 по 2021 года – главный режиссёр Алтайского государственного музыкального театра. С 2021 года – художественный руководитель Пермского ТЮЗа. В июне 2023 года также назначен на должность главного режиссёра Новосибирского театра «Глобус».

LT: Константин, в вашем послужном списке огромное количество оперетт и мюзиклов. Почему вы решили сменить направление и освоить драматический театр?

КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВ: Мне всё интересно! В Новосибирском театральном училище, где я учился  по специальности «актёр драмы и кино», мы играли не только в драматических постановках, но и в нескольких мюзиклах. И я не мог определиться, что же мне ближе – драматический или музыкальный театр? В 2012 году я окончил ГИТИС и стал главным режиссёром Алтайского государственного музыкального театра.
Мюзиклы и оперетты – это подарок для режиссёра, поскольку в таком спектакле много ярких выразительных средств. Но когда праздников слишком много, то и они становятся буднями. Я попробовал себя в разных жанрах музыкальных постановок, но, видимо, пришло время новых художественных поисков. В целом театр сегодня подвержен некой творческой диффузии, поэтому не имеет чёткого разделения на драматический, музыкальный или кукольный. Исключение – это опера, которая, на мой взгляд, должна ставиться исходя из партитуры, а не текста, который на протяжении столетий был уже много раз переведён и переписан.
В драматическом театре был период, когда режиссёры переключились на постановку современных пьес, которые должны были отражать реальность – вплоть до того, что даже актёров заменяли люди с улицы. Сегодня же настала пора именно такого театра, к которому я тяготею. Это театр-представление, основанный на классике и переосмысленный в соответствии с современными взглядами на жизнь. Я считаю, что главная задача театра – быть выше нашей реальности. Спектакль должен дарить людям надежду. Я не отрицаю права на существование и других постановок, всё может быть. Но сам я сейчас стараюсь создавать такие спектакли, после которых зритель не уйдёт с тяжёлым сердцем. Когда-то мне хотелось быть в модном течении – я поставил несколько пьес в жёстком формате, но понял, что таким образом предаю себя.

Поэтому вы и не стали «убивать» Констанцию в своей постановке «Трёх мушкетёров» на сцене «Глобуса»?

Да, Констанция в современном переосмысленном мире спектакля осталась жива, ведь сама система, описанная Александром Дюма, неизменна – всегда будет продолжаться игра кардинала с пешками на шахматной доске. Но вот какие ходы совершат пешки, зависит от них.

А в «Собаках» вы тоже изменили трагический конец?

Конечно, я не стал отнимать у зрителей надежду на лучшее. На мой взгляд, спектакль не должен быть иллюстрацией литературного произведения, тем более что сценический формат не может вместить в себя весь объём книги. Для меня «Собаки» – это прежде всего история о людях. И пусть она невесёлая, но она раскрывает тему сострадания, одиночества и ответственности за свои поступки. Особенно актуален этот сюжет для подростков, поскольку озвученные нами ценности должны быть вовремя заложены в каждого человека. Сегодня находить нужный формат разговора с подростками становится всё сложнее, ведь им кажется, что они уже и так всё знают про этот мир. Но, думаю, наша постановка сможет найти точки соприкосновения и затронуть струны юной души. 

Спектакль «Собаки», как и наша жизнь, пронизан надеждой, добром и лёгкой иронией. На мой взгляд, у нас получилась интересная и трогательная история с эмоционально
сильным финалом

Спектакль «Собаки», как и наша жизнь, пронизан надеждой, добром и лёгкой иронией. На мой взгляд, у нас получилась интересная и трогательная история с эмоционально сильным финалом. Главное – чтобы зритель пришёл к нам с открытой душой, а всё остальное мы сделаем сами.

Это третий ваш спектакль в театре «Глобус» – и каждая из постановок рассчитана прежде всего на молодёжную аудиторию. Почему?

У подростков сейчас есть прекрасная возможность посещать театр по «Пушкинской карте», и, поскольку наше учреждение является молодёжным театром, мы должны иметь в репертуаре то, что можем предложить юным зрителям, составив конкуренцию кинотеатрам.
Что касается взрослой аудитории, то для неё и сейчас в «Глобусе» идёт много постановок, а в апреле мы порадуем зрителей премьерой спектакля «Горе от ума», созданного режиссёром Ириной Керученко, а также праздничным гала-концертом ко Дню Победы и другими событиями.

Вы ещё и художественный руководитель пермского ТЮЗа, как всё успеваете?

Не просто, но мне нравится эта история. Сегодня многие режиссёры совмещают работу в разных театрах страны, и я стараюсь всё успеть, пока есть возможность такого опыта. До сих пор судьба мне ещё не предлагала каких-то ходов, о которых я бы потом пожалел. К тому же в пермском театре у меня уже есть наработки, которые дают ему движение вперёд. Моя задача – контролировать этот процесс.

В «Глобусе» вы продолжаете творческий курс, взятый предыдущим главным режиссёром или идёте по новому пути?

По возможности продолжаю, ведь Глобус» имеет свою богатую историю и уникальную концепцию. Нам удалось реализовать одну из идей, которая давно здесь витала – мы создали при театре молодёжную студию, где проходит курс для студентов НГТИ. Таким образом мы взращиваем себе новое поколение актёров, которые в будущем, надеюсь, подключатся к работе в «Глобусе».
В ближайшей перспективе мы планируем провести ещё и объединение двух студий – вокальной и хореографической; благодаря этому в новой студии актёры помимо участия в общем репертуаре смогут создавать отдельные театральные постановки. Так что впереди у нас ещё много интересного!

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Никита Давыденко