Включите свет!

3 / 24    RU
Антон Коломеец сценарист, режиссёр, монтажёр

Премьера драмы Антона Коломейца «Свет» состоялась в Центре культуры и отдыха «Победа». Главную роль в истории о сотруднице социальной службы, переживающей экзистенциальный кризис, сыграла Елена Яковлева, а её партнёрами на съёмочной площадке стали три актрисы театра «Красный факел».
О честном разговоре с самим собой и внутреннем свете как источнике счастья режиссёр картины рассказал в интервью Leaders Today.

LT: Антон, съёмки фильма должны были состояться в Новосибирске, почему их перенесли в Мурманск?

АНТОН КОЛОМЕЕЦ: Скажу больше – сценарий писался под Новосибирск, и мы действительно готовились провести здесь кастинг, просматривали объекты и локации для съёмок. Но в процессе подготовки выяснилось, что скромный бюджет, выделенный на производство картины, едва ли покроет расходы на перевозку техники из Москвы. Мурманск был не идеальным, но компромиссным решением, более удобным с логистической точки зрения.
Вообще же сейчас во многих регионах формируются киносообщества, работают свои кинокомиссии —  всё это способствует укреплению местной кинопромышленности. Уверен, как только условия будут подходящими, режиссёры станут снимать не только ближе к центру, но и по всей стране.

Тем не менее, кино получилось с сибирским характером, ведь в нём сыграли сразу три актрисы из «Красного факела» – театра, где вы сами когда-то работали. Как они справились с поставленными задачами и можно ли сказать, что, приглашая в проект коллег по сцене, вы поддерживаете тёплые отношения с родным театром?

Так и есть. Со всеми актрисами я очень хорошо знаком – с Ирой Кривонос и Леной Ждановой мы были партнёрами в спектаклях. А Галину Александровну Алёхину знаю со студенческой скамьи как мастера и наставника. Пока готовились к съёмкам, успели сделать пробы с некоторыми из них, а позже, когда труппа приезжала на «Золотую маску» в Москву — отснять и основные пробы. Когда продюсер Анна Шалашина посмотрела, что у нас получилось, то так и сказала: «Надо брать!» 
А после премьеры все только и спрашивают: что это за актрисы, откуда они, почему мы их раньше не видели?! Все актрисы отлично справились со своими ролями, хотя и поначалу волновались — всё-таки большого опыта съёмок в кино у них не было. К слову, на кинофестивале «Выборг» лента взяла главный приз и приз за лучший актёрский состав. Поэтому я этим очень горжусь!

Фильм «Свет» явил редкий пример семейного творческого союза. Образ главной героини списан с вашей мамы – социального работника. Она делилась с вами подробностями профессиональной деятельности, а отец помогал воссоздавать в кадре антураж и диалоги, характерные для эпохи 70-х. Многих сегодня удивит такое тёплое отношение к старшему поколению и уважение к истории СССР. А что вы об этом думаете?

Лет до 25-30 ещё можно конфликтовать с родителями, но когда ты становишься старше, приходит время идти на компромиссы. Где-то уступить или промолчать: ведь людей в возрасте уже не переделаешь. Да и зачем? Пусть живут, как знают. Твоя задача – беречь их, потому они твои родные, и ты хочешь, чтобы они были здоровы и счастливы.
Мои родители помогали мне в качестве консультантов, поскольку часть действий в картине происходит во времена их молодости. А линия современных событий показана через призму деятельности социальной службы, где работает мама сейчас. Когда я писал сценарий, она помогала мне с профессиональным языком социальных работников, а отец присылал мне музыку, которую они играли на гитаре и слушали в 70-е. Перед запуском сценария в работу я давал им прочесть итоговый текст, чтобы исключить какую-либо отсебятину. У меня не было цели рассказать о том, как жилось в Советском Союзе, всё-таки картина не про жизнь в Советском Союзе, а про микромир двух 18-летних девчонок, ограниченный территорией общего подъезда, двора и протекающей за ним речки. Все, что их интересует – это дружба, любовь и мечты о будущем.

Чтобы по-новому посмотреть на свою жизнь, главная героиня вынуждена обратиться к прошлому и заново переосмыслить какие-то, произошедшие с ней и её близкими события. Постоянная перекличка с прошедшим временем словно уводит зрителя в размышление о собственном пройденном пути. Почему сейчас, когда всех тревожит настоящее и будущее, вы предлагаете подумать о том, что уже прошло?

У меня раньше было ощущение,что прошлое остаётся где-то там, позади, а на самом деле оно находится с нами в любом возрасте. И если есть какие-то незакрытые, непроговорённые вопросы или травмы, с которыми ты не работал, они в какой-то момент накроют тебя целиком, как это произошло с героиней Елены Яковлевой – Татьяной. Ей пришлось обратиться к себе и разобраться в прошлом, когда жизнь пересекла 60-летний рубеж.

Разговор с самим собой неизбежен

Разговор с самим собой, проливающий свет на светлые и тёмные стороны своей жизни, поступков, мыслей, неизбежен. Это как взведённая пружина – придёт время, и она вытолкнет всё на поверхность. Но зато потом станет легче. Об этом отчасти говорит и слоган к фильму – «Без прошлого нет настоящего».

Чем, кстати, Елену Яковлеву заинтересовала эта историю и как вам, молодому режиссёру, удалось получить её согласие на участие в съёмках?

Я очень рассчитывал на Елену Алексеевну и даже никого другого на эту роль не рассматривал. Ведь она идеально подходила для образа как бы знакомого всем человека, похожего на чью-то маму, соседку, коллегу, проживающую полную бытовых подробностей, такую понятную нам, жизнь. Когда я узнал, что Лена согласилась – был безмерно счастлив!
А получилось всё довольно буднично: мы отправили через агента актрисе сценарий, он ей понравился. Затем встретились за кофе и уже лично познакомились.

После выхода короткометражек «Четыре женщины», «Тоня плачет на мосту влюблённых» и сериала «Чики» за вами закрепилась репутация режиссёра, виртуозно создающего женские образы. Вы с этим согласны?

Я не считаю себя знатоком женских сердец, но женские образы мне действительно интересны больше, чем мужские, потому что они более сложные и не такие прямолинейные. Герою-мужчине в кино нужно постоянно что-то преодолевать и завоёвывать: уж если он решит лететь в космос, то непременно полетит. Женские персонажи существуют не так линейно, их жизнь более загадочна, и мне интересно это исследовать. В российском кино, например, женские персонажи, как правило, плосковаты – они либо подруги главных героев, либо красотки без характера и профессии. А вот так, чтобы женщина или девушка была главным персонажем и при этом история не напоминала очередную сериальную мелодраму, бывает редко.

Женские персонажи существуют не так линейно, их жизнь более загадочна, и мне интересно это исследовать

А если и выстреливает, то к такому кино сразу же прилипает ярлык «женского фильма», будто это нечто несерьёзное. Мне это кажется несправедливым. Женщины в кино заслуживают такого же внимания, как и мужчины.   

В ленте «Свет» вы приходите к выводу, что самое важное – это внутренний свет человека. А когда, как вам кажется, он проявляется особенно ярко?

Если не применительно к сюжету, то в первую очередь человек светится, когда он влюблён. У Бориса Пастернака есть такая фраза: «Я знал двух влюблённых, живших в Петрограде в дни революции и не заметивших её». Она показывает, насколько сильным может быть этот свет, заслоняющий двух людей от страшных потрясений.
Не применительно же к любви внутренний свет просыпается в человеке, находящемся в гармонии с собой, наполняющим себя и своё существование смыслами. А ещё люди светятся изнутри, когда бескорыстно делают что-то хорошее для других.

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев (портрет Антона Коломейца)