Быть со всеми на одной волне

4 / 24     RU
Быть со всеми на одной волне
Татьяна Ильина директор Новосибирский государственного драматического театра «Старый дом»

Улыбкой и мягкой силой можно добиться гораздо большего, чем жёстким стилем руководства, считает Татьяна Ильина. Главное в театре, говорит она, это живой творческий процесс, который невозможен без доверия и открытого диалога.
Судя по афише 90-го, юбилейного сезона, вся команда «Старого дома» идёт в правильном направлении, открывая зрителю новые имена и формы современного театра. О главных премьерах 2024 года Татьяна Фёдоровна рассказала в интервью Leaders Today

LT: Татьяна Фёдоровна, прошло чуть больше года с назначения вас директором театра «Старый дом», расскажите, как вы осваивались на новом месте и какой увидели эту площадку изнутри?

ТАТЬЯНА ИЛЬИНА: После 16 лет работы в Новосибирском музыкальном театре я оказалась в мире, который до этого знала больше как зритель, бывавший на спектаклях «Старого дома». Всё-таки актёры драматического театра устроены немного иначе, чем артисты музыкального жанра. Понимая это, ты уже по-другому выстраиваешь и взаимоотношения с коллективом. Сейчас, спустя год, могу сказать, что коммуникационный барьер успешно преодолён, со всеми установлен прямой контакт, позволяющий понимать друг друга с полуслова. Каждый сотрудник знает, что двери в мой кабинет открыты и всегда можно войти, обсудить проблему и найти верное решение.
Сейчас в театре «Старый дом» сложилась сильная труппа, все актёры – яркие и самобытные, а каждая премьера – это достойная веха в истории развития российского театра. Потрясающая энергетика, с которой играют артисты, каждый раз заполняет наше маленькое уютное, пространство, становящееся, к сожалению, тесным как для зрителей, так и для коллектива театра. Хочется, конечно, чтобы планы предыдущего руководства театра по строительству нового здания были реализованы. Ну а пока мы играем по два спектакля в день, но всё равно приходится организовывать дополнительные посадочные места в зале, ведь все показы идут с аншлагом.

Вы приняли «Старым дом» уже «золотомасочным», отмеченным престижными рейтингами. Что вам даёт понимание, как сохранить и усилить эти позиции?

Считаю, что главная задача руководителя – не мешать, не вставлять палки в колёса, а поддерживать тот творческий процесс, который идёт внутри театра. В «Старом доме» творческая жизнь очень насыщенная и график мероприятий расписан по дням на год вперёд. В преддверии сезона мы провели масштабный театральный фестиваль «Гравитация» — это одно из заметных и знаковых культурных событий в жизни Новосибирска, вышедшее на межрегиональный уровень. Участие в нём в прошлом году приняли все театральные площадки нашего города, а почётными гостями стали актёрские коллективы из Москвы, Петербурга и других городов. Сегодня «Старый дом» настолько хорошо знают в России, что нередко нам приходится выбирать между площадками, на которые труппу приглашают с премьерными спектаклями. В прошлом году с «Котлованом», который поставил новый главный режиссёр театра Антон Фёдоров, коллектив побывал в Пскове — на ХХХ Пушкинском театральном фестивале. Сейчас с этим спектаклем едем на V фестиваль LOFT в Санкт-Петербурге. В рамках мероприятий, приуроченных к 300-летию Перми, показали пермскому зрителю спектакль «Танцующая в темноте». А наш «Петерс» получил гран-при V Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени Валерия Золотухина в Барнауле. Сейчас его ждут на Сахалине. Но особый предмет гордости — участие в ХХVII Международном театральном фестивале «Белая вежа», где на большой сцене Брестского академического театра драмы мы показали спектакль «Головлёвы».

Главная задача руководителя – не мешать, не вставлять
палки в колёса, а поддерживать творческий
процесс, идущий внутри театра

Полным ходом идёт подготовка ребят к ежегодному марафону «Без дистанции», где артисты проявляют творческую инициативу, пробуют себя в роли постановщиков. К сожалению, в этом году не успеваем провести ещё один уникальный проект для русскоязычных драматургов – «Дисциплина», но обязательно к нему вернёмся в следующий раз. В рамках юбилейного 90-го сезона готовим вместе с новосибирским режиссёром Анной Зиновьевой, драматургом Элиной Петровой и артистами театра юбилейный спектакль «Девятью десять». Приглашаю всех на наш праздник 14 мая! 

Театр также плотно сотрудничает с приглашёнными режиссёрами. Сейчас идёт работа над несколькими премьерными спектаклями, расскажите, кто ставит и что это будет?

Мы стараемся не только поддерживать контакты с теми режиссёрами, которые уже работали с труппой «Старого дома», но и открывать новые имена. В этом сезоне у нас впервые выпускает свою работу московский режиссёр Андрей Гончаров. Он ставит театральную версиюнаучно-фантастического рассказа «Цветы для Элджернона» по мотивам текста Дэниела Киза, где главный герой, страдающий расстройством психики, вдруг становится гениальным, а потом вновь переживает умственную деградацию. Эта история, на мой взгляд, заставляет нас задуматься о взаимоотношениях нестандартных личностей с социумом.

Мы стараемся не только поддерживать
контакты с теми режиссёрами, которые уже работали
с труппой театра «Старый дом», но и открывать новые имена

Ещё один приглашённый режиссёр, Юрий Квятковский, знакомый зрителям «Старого дома» по спектаклю «Остановка», готовит постановку о последних днях Второй мировой войны и крахе верхушки фашистского режима. В основу спектакля легла пьеса Майкла Ардитти «Магда» в переработке нашего драматурга Екатерины Августеняк. Выбранный материал затрагивает тяжёлые страницы истории, которые, я считаю, мы не вправе забыть. У Юрия, например, бабушка и дедушка прошли через концлагеря и ему на уровне семейной памяти близка эта тема. В мире существуют разные сценические версии произведения, у Квятковского это будет пьеса о постановке спектакля, раскрывающая сущность абсолютного зла. Не буду раскрывать подробности, зритель сможет всё сам увидеть и оценить на премьерных показах.

Недавно вы анонсировали премьеру «Бременских музыкантов» в переложении главного режиссёра театра Антона Фёдорова. Ещё никому не удавалось превзойти славу советского мультфильма, где Олег Анофриев и двое его коллег блистательно озвучили всех героев. На что вы, простите, рассчитываете? 

Конечно, на Антона Павловича! (Улыбается.) Тот, кто знает нашего режиссёра и был на его спектаклях раньше, таким вопросом даже не задаётся. Фёдоров – талантливый и неординарный режиссер, знающий не только как найти новый подход к любому материалу, но и как облечь его в интересную театральную форму. Спектакли Антона получаются человеческими, он умеет затронуть определённые нотки, отзывающиеся в душах людей. В спектакле, конечно же, останется гениальная музыка Геннадия Гладкова, но в современной аранжировке нашего композитора Григория Калинина. Ребята, занятые в главных ролях, удивят зрителей своими вокальными данными. Для лучшего звучания с артистами уже несколько месяцев занимается профессиональный педагог по вокалу. Очень жду этот спектакль, который, уверена, полюбят все как семейную сказку, где можно улыбнуться, порадоваться и отдохнуть душой. Премьера назначена на вторую половину октября.

Пока актёры постигают основы вокального мастерства, вы делаете успехи в изучении языков. Знаем, что при базовом школьном немецком вы смогли освоить с нуля английский и даже мечтали заговорить на итальянском. Сбылась ли мечта?

На английском я действительно могу бегло изъясняться, а что касается итальянского, то отношения с этим языком у меня начались ещё много лет назад. Я пыталась им заниматься самостоятельно во время учёбы в музыкальном училище в Омске, потом в консерватории защищала диссертацию по итальянской опере. Чтобы собрать материал к выпускной работе, приходилось со словарём перечитывать множество первоисточников. С этого периода и началась моя любовь к сонорике и фонетике итальянского языка, схожего в чём-то с русским. Честно пыталась параллельно английскому подключить и второй язык, однако, к сожалению, рабочий график пока не позволяет мне этого сделать. Но я ещё вернусь к учёбе: во-первых, любые новые языки отлично тренируют память и нейронные связи, а во-вторых, нельзя же оставлять свою мечту неисполненной! 

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев