Компетенции будущего – это владение языками и понимание культурного кода той или иной страны, что создаёт дополнительные возможности самореализации в проектах международного уровня. За более чем 30-летнюю историю развития в ЧОУ «София» сложилась уникальная система обучения детей иностранным языкам, в особенности английскому, на основе авторских методик и творческого игрового подхода. Опыт частной школы, ставшей образовательной площадкой Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, сегодня перенимают учителя со всего региона в рамках программы переподготовки.
О том, как работает ЧОУ «София», Leaders Today рассказали его креативные преподаватели, умеющие влюблять в английский язык любого ребёнка.
Что такое кросс-культурные компетенции и зачем они нужны учащимся?
Кросс-культурные компетенции – это способность человека эффективно взаимодействовать с людьми из разных стран, учитывая их культурные особенности и различия в менталитете. Последнее время работодатели всё чаще ищут сотрудников, обладающих данными навыками, потому что они могут продуктивно работать в международных проектах, находить общий язык с коллегами из других государств. Формирование кросс-культурных компетенций важно начинать уже со школы. В «Софии» эта работа ведётся на протяжении всего курса обучения английскому языку, с начальной школы и до 11 класса. На уроках дети узнают о культуре разных стран из учебной и художественной литературы, а также имеют возможность сравнивать обычаи людей, живущих за рубежом, со своими традициями.
Разнообразные методы, приёмы и средства обучения, а также личностно-ориентированный подход в работе с детьми создают не только благоприятную среду для развития коммуникативных навыков, но и лучшие условия для формирования других индивидуальных способностей и интересов учащихся. Это проявляется в организации нестандартных уроков, таких. как уроки-ролевые игры, создание мультклуба в начальном и среднем звене, киноклуба – в старшей школе, проведение уроков-праздников, интеллектуальных игр и литературных гостиных на английском языке.
Как происходит знакомство с иностранным языком и адаптация первоклассников к новым условиям изучения английского в школе?
Своё знакомство с языком дети начинают на подготовительных курсах. В первом классе это кружок «Весёлый английский», который проводится два раза в неделю и является обязательным к посещению. С 2 класса начинается основной курс изучения предмета с нагрузкой три урока в неделю. Постепенно к старшим классам количество занятий увеличивается и к 11 классу составляет уже пять уроков в неделю для всех обучающихся и два урока в неделю для посещающих электив по подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку.
Главное в адаптационный период – формирование устойчивой заинтересованности ребёнка в изучении английского, а для этого необходимо создать доброжелательную обстановку на уроке, поощрять даже минимальные успехи, задействовать разные виды игровой активности. Всё это в будущем поможет избежать психологического барьера и комплекса при разговоре на иностранном языке. К слову, на базе школы функционируют и дополнительные образовательные программы по изучению других языков, в частности, французского и немецкого.
Работает ли «София» с носителями языка?
Занятия с носителем английского – это прекрасная возможность изучить настоящий, живой язык, проникнуться культурой той среды, из которой вышел преподаватель. В рамках долгосрочного проекта Through Cultures to Understanding на протяжении нескольких лет школа плодотворно сотрудничает с преподавателями из Великобритании, США, Индии, Франции, Китая, Сирии, которые проводили у нас не только уроки, но и мастер-классы, творческие мастерские.
Пять лет назад другом нашей школы стал учитель из Нигерии – Майкл Доротола. Он рассказал много интересного о своей стране, жизни подростков, местном фольклоре. На занятиях с Майклом дети играют в подвижные игры нигерийских школьников, знакомятся с нигерийским кинематографом, учатся расписывать ткань с нигерийским орнаментом и даже читать английский рэп. Нестандартные уроки с Доротолой – одни из самых любимых у софийцев, ведь на них школьники играючи совершенствуют свои речевые навыки и успешно преодолевают языковой барьер.
Большое внимание в формировании у учащихся кросс-культурных компетенций вы уделяете и внеурочной деятельности, которая в «Софии» всегда очень насыщенная. Расскажите о наиболее ярких форматах, показавших свою эффективность.
Вся внеурочная деятельность нашей школы направлена на формирование поликультурного сознания учащихся, расширение их лингвистического кругозора, воспитание толерантного отношения к культуре разных стран, а также умения рассказать о своей стране. Для достижения этих целей мы нередко обращаемся к традиционным видам искусств — театру и кино. Так, в театральную деятельностьшкольники вовлечены на протяжении многих лет, на школьной сцене сыграно множество спектаклей на английском языке по классическим и современным пьесам. Под руководством учителей были сняты фильмы «Гарри Поттер. 20 лет спустя», «Айболит», «Маугли», «Подводная братва», «По следам бременских музыкантов», где ребята выступали не только в роли актёров, но и сценаристов, постановщиков, режиссёров, дизайнеров, операторов и т. д. После просмотра фильма ученики-актёры организовывали серии игр и квестов, основанных на событиях фильма.
Ещё одна эффективная форма работы – издание газеты Owl Express на английском языке, отображающей хронику событий в школе. В импровизированной школьной редакции учащиеся под наставничеством педагогов и старших товарищей пробуют свои силы в написании статей, интервью.
Как обучение языку организовано в лингвистическом центре школы?
Учителя работают по дополнительным образовательным программам: «Занимательный английский», «Занимательный французский», «Занимательный японский».
Проводятся ежегодные летние тематические
сессии, как «Не ходите, дети, в Африку гулять!»,
«100 лет тому вперед», «Путешествие в Средневековье», по которым школьники
снимают и озвучивают небольшие фильмы.
Кроме того, в лингвистическом центре
реализуются ежегодные оригинальные
межкультурные проекты с носителями
языка в рамках Международного дня родного
языка и Дня мировой культуры:
«Шапочное знакомство», «Вкалывают роботы?»,
«Мир в доме твоём».
А есть ли у учащихся возможность проверить свой уровень знания языка вне стен учебного заведения?
Конечно! Наши дети успешно защищают исследовательские проекты, принимают
участие в международных и всероссийских
конкурсах, выступают в качестве спикеров
на региональных семинарах для учителей английского языка.
Да и в самой школе возможностей для
творческой и любой другой
самореализации – предостаточно!
Возможность быть не только активными
участниками учебно-воспитательного процесса,
но и влиять на него позволяет нашим учащимся раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал.
А, главное, сформировать позитивное отношение к собственной личности и осознать её самоценность.
Благодарим за помощь в создании образа бутик итальянской одежды Luisa Spagnoli
Благодарим за помощь в проведении съемки отель Domina