Живопись души

4 / 24     RU
Живопись души
Мария Кононова художник, декоратор, иллюстратор, скульптор, дизайнер

Выставки в разных странах мира, интерес коллекционеров, сотрудничество со знаменитыми музыкантами… Молодая художница Мария Кононова, в восьмилетнем возрасте впервые представившая свои работы на зарубежной выставке, сегодня – яркий удивительный представитель современной мировой живописи.

В 2015 году Мария стала самым юным членом Мировой академии искусства и науки (WAAS). Помимо живописи художница работала над созданием видеоинсталляции к опере Вагнера «Тангейзер», прозвучавшей в 2019 году на Транссибирском арт-фестивале в Новосибирске, постановкой оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» в Красноярском театре оперы и балета им. Д. А. Хворостовского. А в этом году Мария Кононова представила в Художественном музее нашего города выставку «Весна», организованную в рамках XI Международного Транссибирского арт-фестиваля.

Художник-космополит

МАРИЯ КОНОНОВА: Родилась я в США, но моя семья родом из России. Я посещала курсы в художественных школах Милана и Бельгии, а сейчас в основном живу в Вене и Хорватии, также бываю в России. Один из моих любимых городов – Санкт-Петербург. В нашей семье крепки русские традиции – мы смотрим русские фильмы, читаем русские книги.
Я была на домашнем обучении и в школу приходила только для того, чтобы сдать экзамены и получить аттестат. В детстве я не находила себе места в окружении ровесников и всё свободное время стремилась посвящать рисованию, которым увлеклась с трёхлетнего возраста. Мне нравится, что в европейских художественных школах можно отдельно брать те курсы по живописи, которые тебе интересны, а не проходить всё с самого начала до конца учебной программы. Ведь следуя стандартам обучения, педагог часто ограничивает проявление индивидуальности своих учеников. Мне же нравится писать то, что мне хочется, а не то, что нужно. Однажды один из профессоров Московского художественного института имени В. И. Сурикова посмотрел мои работы и сказал: «Если ты в будущем планируешь стать большим художником, тебе не надо нигде учиться этому. Просто делай так, как ты это чувствуешь».

Чаепитие у Фриды. 100х80. Холст, акрил. 2023 г.

Все люди умеют рисовать

Конечно, в определённых случаях серьёзная школа живописи просто необходима, но если ты хочешь быть свободным современным художником, ты должен, прежде всего, копаться в себе. Я убеждена, что каждый человек умеет рисовать, независимо от национальности, профессии и других факторов. Конечно, у кого-то к этому есть больше склонностей, у кого-то меньше, но в целом, искусство живописи – это проявление нашей души, которая есть у всех людей. Что может ещё также наглядно отразить наш внутренний мир, как созданная нами композиция, выбор цветов и их сочетание? Вы и сами видели на сегодняшнем мастер-классе, который я проводила в Художественном музее Новосибирска, что у каждого участника получилась своя, особенная работа. Моя цель – задать общее направление и при необходимости подсказать, как лучше добиться желаемого эффекта в работе. Вначале многие люди чувствуют себя неуверенно с кистью в руках, но потом в них просыпается «внутренний художник» и радуется, что, наконец-то, ему дали волю.

Монах в искусстве

У меня есть своя команда, которая занимается продвижением моих картин, поэтому я могу позволить себе заниматься только искусством. Начинающим художникам я говорю, что если вы решили посвятить себя живописи, то стоит забыть про тусовки, шопинг, ночные прогулки, сплетни или ссоры с друзьями… Художник – это, по сути, монах в искусстве. Конечно, должно остаться местечко и для личной жизни. Например, я нахожу время для путешествий с мужем. Он – прекрасный фотограф, поэтому у нас было много совместных проектов. А когда хочу побыть в одиночестве, то беру холст, краски и кисти, выхожу из дома и уплываю на своей барке на полуостров Крк в Адриатическом море.

Каждый человек умеет рисовать, независимо
от национальности, профессии и других факторов

Ещё один мой источник вдохновения – это проведение мастер-классов в детских домах. Мне нравится общаться с простыми искренними людьми. Несколько лет назад я была и в одном из новосибирских интернатов – «Снегири». Помню, как тепло меня там встретили ребята; с некоторыми мы до сих пор переписываемся. А, к примеру, недавно я проводила мастер-класс в одной из элитных школ в Вене, где была уже совсем другая история – чувствовалась избалованность детей и скептическое отношение к тому, что какая-то молодая художница им даёт задания.
Хамелеоны. 100х80. Холст, акрил. 2022 г.

Музыкальная живопись

Мне нравится проявлять себя в разных формах искусства, в том числе и в создании видеоинсталляций к оперным постановкам. Сегодня это востребовано как в Европе, так и в России, поскольку в театре гораздо проще включить красивое фоновое видео, чем создавать и устанавливать декорации. Мне посчастливилось с детских лет общаться с Вадимом Репиным, а потом и участвовать в созданном им Международном транссибирском арт-фестивале. Моя первая выставка в рамках фестиваля состоялась в 2015 году в фойе Концертного зала имени А. М. Каца, в 2019 году я представила видеоинсталляцию к опере «Тангейзер», а в этом году – художественную выставку и видеоинсталляцию для кантаты «Кармина Бурана» Карла Орфа, вновь в ГКЗ им. А. М. Каца. Для одного часа этой видеоработы я в течение полугода сделала более 600 эскизов, которые затем были сфотографированы и обработаны на компьютере.
Интересным опытом для меня стало и сотрудничество с храмами. Недавно я работала над созданием изображений великомучеников ХХI века для католической церкви в Падуе. Среди этих образов были и врачи, отважно спасавшие жизни людей в эпидемию ковида.  

Искусство – моя профессия

Владение разными стилями и техниками работы на холсте позволяет мне прислушиваться к пожеланиям заказчика, а не говорить: «Я художник, я так вижу». Многие картины я дарю людям и музеям, поскольку считаю, что живописец должен делиться с миром тем, что создаёт, тем более что энергия имеет свойство возвращаться в увеличенном объёме. Так, в фонде Художественного музея Новосибирска останется моя большая работа с изображением матрёшки, экспонируемая сейчас на выставке «Весна» (интервью состоялось до закрытия выставки. – Прим. ред.).
Меня часто спрашивают, кто мои любимые художники. Но, на мой взгляд, это то же самое, что спросить: «Какая твоя любимая краска?» История искусства настолько многогранна, что мне сложно выбрать лишь несколько мастеров. Можно вдохновляться великими Кандинским, Ван Гогом или Брейгелем, а можно зайти в кафе и влюбиться в случайно замеченную там картину незнакомого художника. Мне гораздо больше нравится открывать для себя шедевры в неожиданных местах, чем смотреть на них в Лувре или Альбертине, где искусство породило массовый психоз среди туристов. Толпы людей, стоящие возле «Моны Лизы» – это уже не общение с живописью. Я была приятно удивлена, когда в новосибирском музее увидела работу Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» – такое произведение достойно самых знаменитых выставочных площадок, но в Новосибирске оно прозвучало для меня гораздо более проникновенно.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев