Интеллигентное кино Кирилла Халецкого

5 / 24     RU
Интеллигентное кино Кирилла Халецкого
Кирилл Халецкий белорусский кинорежиссёр

В Центре культуры и отдыха «Победа» в рамках Дней белорусского кино состоялась премьера комедии «Киношники», снятой 22-летним режиссёром Кириллом Халецким. Картина повествует о закулисье съёмочной группы, изобилует профессиональным юмором, а главное – показывает, что в Беларуси доступ к широкому международному прокату имеют даже вчерашние студенты.
Об интеллигентном юморе и собственном пути в большое кино молодой режиссёр рассказал в интервью Leaders Today.

LT: Кирилл, как получилось, что именно тебе выпала столь высокая честь – представлять современный белорусский кинематограф?

КИРИЛЛ ХАЛЕЦКИЙ: Я и сам был немного удивлён, когда узнал, что мой фильм будет открывать фестиваль в Новосибирске. Вообще, это было решением министерства культуры, формировавшего программу Дней белорусского кино. Думаю, здесь сыграл роль и тот факт, что комедия уже открывала 29-й Минский международный кинофестиваль «Лістапад», собравший в прошлом году порядка 800 фильмов от участников из 90 стран. К слову, это был первый за последние десять лет белорусский фильм, открывший главное кинособытие страны. Тогда комедию тепло приняла аудитория фестиваля в Минске, и я надеюсь, что «Киношники» понравятся и зрителю в Новосибирске.

«Киношники» заявлены, как отчасти биографичная история. Расскажи, в чём её актуальность и основной смысловой посыл?

Как показал мой опыт в кино, непредубеждённому зрителю процесс съёмки, а также спрятанное от глаз закулисье, интересны не меньше, чем сама картина. Поэтому «Киношники» задумывались, как комедия, показывающая киношную кухню изнутри. На этапе написания сценария встал вопрос о поиске фактуры. Ответ пришел сам собой: лучшего главного героя, чем я сам – молодого режиссёра, попавшего на легендарную киностудию после университета, мягкого по характеру и восприимчивого к хейту, боящегося совершить ошибку и верящего в силу кино, было просто не найти! Мне и придумывать почти ничего не пришлось – многие сцены в фильме, отображающие ситуации на съёмочной площадке, взяты из моей реальной жизни.
Комедия считается одним из сложных жанров в кино, что тебя в нём привлекло, и с какими сложностями ты столкнулся на этапе съёмок?

Я скептически отношусь к юмору уровня стендап-шоу. Когда человек сам додумывает шутку – это выглядит интеллигентнее и смешнее. В Белорусской государственной академии искусств нас учили вот этой интеллигентности в сценарии, в работе режиссёра, в монтаже, в оформлении. Во всём должна быть своя структура и чистота, и я пытался работать по этим канонам.

Когда человек сам додумывает шутку – это выглядит интеллигентнее и смешнее

Сценарий «Киношников» в течение семи месяцев переписывался 12 (!) раз, и это был самый сложный период в работе над картиной. Но глядя на результат сейчас, я понимаю, что многочисленные согласования сценария с художественным советом киностудии были пройдены не зря, ведь это позволило избежать неудачных или откровенно слабых мест в сценографии картины. И при этом, как выразился наш художественный руководитель Иван Павлов, сохранить романтику, которой пропитана история «Киношников». «Это фильм про любовь – людей друг к другу и к кино», сказал он, и я с ним согласен.

Съёмки фильма профинансировало государство, и это отчасти объясняет придирчивость худсовета к сценарию. Возьмёшься ли ты в следующий раз за проект с государственным участием?

Работая над «Киношниками», я получил колоссальный опыт: научился слушать мнение со стороны, отстаивать свои интересы, находить компромисс между всеми заинтересованными сторонами. Согласитесь, в 22 года это вполне полезные навыки! Мой дебютный фильм – это не только компромисс между опытными киношниками и молодыми, но и большой эксперимент, на который пошло министерство культуры. И он, судя по отзывам, оказался удачным. 

Мой дебютный фильм – это не только компромисс между опытными киношниками и молодыми, но и большой эксперимент, на который пошло министерство культуры

Что немаловажно, команда, которая делала кино, процентов на 60 состояла  из таких же молодых людей, в возрасте от 18 до 25 лет, и это здорово, что молодёжь отвечала за творчество, а старшее поколение – за организационные и управленческие вопросы. Мой опыт показывает, что молодым можно и нужно давать дорогу, потому что мы можем хорошо себя показать. Надеюсь, эта тенденция сохранится и в Беларуси появится больше молодёжного кино.
В российской киноиндустрии есть звёздные режиссёры, чьи фильмы получают господдержку и выходят в широкий прокат. Из-за этого молодым авторам становится сложнее выйти на такой же уровень. Что им следует делать, чтобы пробиться?

Главное – поверить, что всё реально и не опускать рук. Во время моего студенчества меня расстраивало то, что я не могу отправить на крупнейший кинофестиваль в Беларуси свою же короткометражку – такой секции в программе просто не было. Я также не понимал, как можно попасть на киностудию «Беларусьфильм» и снимать кино, если моя специальность — режиссёр телевидения? Но всё это не помешало самостоятельно снять свои первые короткометражки, отправить их на кинофестивали по всему миру и получить положительные отзывы и награды. Начинающему режиссёру очень важно знать, что его кино не только понятно ближнему кругу друзей и родных, но и людям в других странах.
После удачных фестивальных дебютов за границей меня заметили в белорусском министерстве культуры. Я трижды получил президентскую премию, направленную на поддержку талантливой молодёжи. А когда пришло время распределения, меня пригласили на стажировку в киностудию «Беларусьфильм» с возможностью снять полнометражную картину. Мой пример показывает начинающим авторам, что все преграды – только у нас в голове.
Кстати, в этом году в программу 30-го фестиваля «Лістапад» наконец-то добавлена номинация для учащихся творческих вузов, и молодые авторы из любой страны мира могут присылать свои работы на конкурс. Пользуясь случаем, приглашаю новосибирских режиссёров принять участие в этом событии. Если даже по каким-то причинам ваш фильм не попадёт в основной отбор, организаторы предусмотрели и внеконкурсную категорию, что тоже классно, поскольку это даёт возможность окунуться в здоровую творческую атмосферу.

О фестивале: Дни белорусского кино организованы в рамках Международного фестиваля, посвященного Дню единения народов Беларуси и России. Вниманию сибиряков представлена масштабная программа бесплатных показов фильмов, созданных современными кинематографистами, а также картины из золотого фонда белорусского кино. В течение 2024 года планируется демонстрация фильмов производства национальной киностудии «Беларусьфильм» на 25 киноплощадках муниципальных образований Новосибирской области.

Текст: Анастасия Куприянова