Образование во имя служения

5 / 24     RU
Образование во имя служения
Виктор Буланкин кандидат исторических наук, доцент

Одна из самых ярких медийных персон Новосибирска – Виктор Буланкин – сегодня успешно руководит образовательной программой «Реклама и связи с общественностью» в Сибирском институте управления РАНХиГС. В нашем интервью он поделился своим ви́дением задач образования нового поколения госслужащих, предпринимателей и топ-менеджеров.

LT: Виктор Иванович, расскажите о задачах РАНХиГСа.

ВИКТОР БУЛАНКИН: Миссия нашего учреждения – образование во имя служения обществу и Родине. Исходя из этого, в президентской академии развиваются не только научные, но и волонтёрские программы. Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы. На повестке дня – организация русскоязычного филиала президентской академии в Луганске.
Новосибирский филиал (СИУ) – наиболее крупный в сетке РАНХиГС. Мы понимаем, что не все наши студенты будут служить на государственных постах – кто-то приходит в институт, чтобы в будущем стать успешным предпринимателем. Помимо получения качественного образования, студенты сегодня заинтересованы в самостоятельной деятельности. Уже на I-II курсах они находят для себя варианты получения дохода на онлайн-платформах, в сферах досуга и обслуживания, а, к примеру, один из наших студентов второго курса выиграл гранд на 1 млн рублей и создал типографию на площадке СИУ.
Для передачи будущим управленцам опыта разработки стартапа мы пригласили Евгения Иванова, ментора IT-проектов Академпарка; он провёл в нашем институте несколько эффективных мастер-классов. Большое значение имеет и практика на III и IV курсах РАНХиГС, которая проходит как в государственных, так и в коммерческих организациях. А поскольку мне ближе сфера медиа и искусства, то и в профориентации студентов задействованы такие знаковые учреждения культуры, как художественный музей, музыкальный театр, где мы, кстати, недавно со студентами были на предпремьерной сдаче прекрасного спектакля «Два капитана». Это для ребят отличная возможность окунуться в мир профессионального медиа-сообщества. А одна студенток проходит стажировку в пресс-службе ГАУК «Сибирь-концерт».  Для нас ценно, что и в составе высшей квалификационной комиссии при сдаче экзамена присутствуют представители государственных и коммерческих структур.

Вы видите сегодня у ваших студентов – будущих государственных управленцев – потенциал работать на благо страны?

Да, он у всех разный, так же, как и мотивация к обучению. Эти свойства зависят от личных качеств и амбиций студента, воспитания в школе, в семье и т. д. Учитывая всё это, я практически сразу в качестве одной из своих первостепенных задач в РАНХиГС поставил работу со школой.

Каким образом вы это осуществляете?

Мы создали проект «Пушкинская академия», направленный на профориентацию учеников общеобразовательных школ и их воспитание средствами культуры и искусства. Хочется, чтобы к нам приходили абитуриенты, которые осознанно собираются связать свою жизнь со служением государству и обществу.

в Новосибирской области каждый год с «Пушкинских карт» возвращается около 300 млн невостребованных рублей

Кроме того, мы запустили творческий интеллектуальный конкурс «Пушкинская академия», предназначенный для учеников 10 классов российских школ. Первый этап конкурса – заочный, он проходит с 4 по 7 июня и заключается в написании эссе на тему личного впечатления автора от соприкосновения с искусством. Второй, очный, этап состоится с 20 по 23 сентября.
Наша цель – мотивировать аудиторию 14-22 лет посещать учреждения культуры. На мой взгляд, это сегодня одна из важных экономических задач, поскольку в Новосибирской области каждый год с «Пушкинских карт» возвращается около 300 млн невостребованных рублей! А ведь на эти средства можно было поставить примерно 50 театральных постановок или снять несколько фильмов! По инициативе Министерства культуры Новосибирской области мы совместно со студентами, школьниками и «Студией 49» телеканала НСК-49 снимаем проморолики, направленные на популяризацию «Пушкинских карт». Помню, в процессе съёмок в одной из школ к нам подошёл старшеклассник и сказал: «У меня нет «Пушкинской карты», но теперь я точно её оформлю!» Интерес – это и есть главный движущий фактор школьников и студентов. Конечно, сейчас пока рано говорить о результатах нашего проекта, но, перефразируя классика, «надежды юношей питают»…

Про культурное воспитание студентов вы тоже не забываете?

Конечно, это отдельное направление нашей работы. Например, Всемирный день театра в институте мы отметили премьерами двух спектаклей нашего театрика «Зелёный гусь» под моим руководством – постановками «Французский детектив» и «Ставим «Гамлета», где играют одновременно и студенты, и педагоги СИУ. Таким образом учащиеся совершенствуют навык ораторского мастерства, что для публичных профессий является важным профессиональным инструментом. В этом году наш театрик стал лауреатом всероссийского фестиваля «Студенческая весна», команда обучающихся на II и III курсах направления «реклама и связи с общественностью» победила в III Всероссийском фестивале «INверсия» в Казани, а команда студентов I и II курсов этого же направления стала призёрами фестиваля «Студенческие идеи рекламных, общественных, пиар-проектов» во Владимире!

С тех пор, как вы возглавили направление «реклама и связь с общественностью», в СИУ не только стало более интенсивно развиваться культурное направление, но и в три раза увеличился объём набора абитуриентов. Какой фактор, на ваш взгляд, сыграл здесь решающую роль: интерес молодёжи к культуре или авторитет публичной личности?

Да, сейчас на четырёх курсах возглавляемого мной направления обучается 400 студентов. Перефразируя пословицу, отмечу: скажи мне, у кого ты учился, и я скажу тебе, кто ты. Статус преподавателя действительно чрезвычайно важен – живом в общении мы передаём гораздо больше, чем просто знания. Я сторонник того, что обучение должно осуществляться именно от человека к человеку, а не просто по учебникам.

я учу студентов только двум вещам: любви и путешествиям

У меня большой опыт в сферах культуры и медиа – за плечами 40 лет работы на сцене двух театров, создание «Авторадио», Love Radio, радио Energy, телевизионных компаний в Томске и Северске, информационного ресурса TiNews, фестиваля «Обское кольцо», получившего три федеральные премии, и т. д. Конечно, такой разносторонний практический опыт вызывает живой интерес у студентов. По большому счёту, я учу их только двум вещам: любви и путешествиям. Любви к своему предмету, творчеству, к окружающим людям и увлекательным путешествиям в мир науки, искусства, в свой внутренний мир возможностей, чувств и открытий! Одна из важнейших задач студента, да и, пожалуй, каждого человека – быть в поиске нового, совершенствовать себя интеллектуально, культурно, духовно и т. д. Я также придерживаюсь этого принципа в жизни – сейчас как раз занимаюсь написанием докторской диссертации.
Часто студенты впервые сталкиваются с необходимостью самому делать серьёзный выбор, и здесь важно не спасовать, а уметь заинтересовать самого себя всем тем, что в будущем станет основой счастливой самодостаточной жизни – наполнить свой досуг не компьютерными играми, а саморазвитием, искусством, спортом, дружбой…

В том числе и развитием лидерских качеств, необходимых будущим управленцам. Или это врождённый навык?

Конечно, есть врождённая предрасположенность к лидерству, но и без тренировки этого навыка руководителю не обойтись, ведь лидерство – это не только умение повести людей за собой, но и владение профессиональными знаниями и навыками.
Каждый год я провожу для преподавателей нашего вуза занятия, где мы обсуждаем критерии отбора абитуриентов. Они основаны на результатах собеседования, а также – грамотах и других подтверждениях личных достижений и лидерских качеств потенциального студента. Лидеров всегда видно – в стенах нашего вуза они, к примеру, проявляют себя в творческом конкурсе «Студенческая весна» и других мероприятиях.

«войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя»

Наш институт способствует активному развитию лидерских и предпринимательских качеств, а выпускники РАНХиГС занимают посты министров и различные высокие должности в ведущих государственных и коммерческих учреждениях России. Отмечу, что сегодня нам также важно активно развивать и направление дополнительного профессионального образования.

Насколько сегодня в вузах, в частности, в РАНХиГС, велика оторванность теории от практики?

Это серьёзный разрыв, устранить который можно, пересмотрев процессы высшего образования и внедрив классические каноны советской системы, где теория не отставала от практики. Также хотелось бы поднять престиж педагога и сократить тот гигантский объём нормативных документов, которые он должен заполнять. В советское время оплата труда доцента кафедры была сопоставима с зарплатой директора завода и позволяла преподавателям более глубоко заниматься научной и практической деятельностью. Сегодня же педагоги с учёной степенью встали в категорию обслуживающего персонала для студентов! А ведь, как сказал Бисмарк, «войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя».
В завершение отмечу, что создание качественного резерва управленцев – это серьёзная задача. И всё же я уверен: будущее нашей страны в надёжных руках – в частности, благодаря выпускникам президентской академии.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев