Спасательный круг в океане медиапространства

5 / 24     RU
Спасательный круг в океане медиапространства
иерей Дмитрий Миронов настоятель храма в честь преподобного Алексия человека Божия в р. п. Мошково Новосибирской области, руководитель отдела Искитимской и Черепановской епархий по взаимодействию с вооружёнными силами, правоохранительными органами и казачеством

В преддверии Дня защиты детей мы поговорили с отцом Дмитрием о важнейших проблемах подрастающего поколения.

LT: Отец Дмитрий, сегодня в нашем обществе нет нехватки мест в школах, нет недостатка продуктов питания или медицинских препаратов, нет агрессии в отношении детей…Так отчего же их нужно защищать?

ДМИТРИЙ МИРОНОВ: Да, сегодня уже не встретишь на улицах детей-беспризорников, которых ещё лет 20 назад было немало. Церковь всячески помогала государству в решении этой проблемы – при монастырях создавались детские дома, общины милосердия и центры реабилитации наркозависимых, ведь многие молодые люди, получив доступ к запрещённым веществам, оказались сломлены под действием своего соблазна.

Мозговые файлы оказались заполнены медиаконтентом,
в итоге там уже не осталось места для таких важных понятий,
как духовность, искусство, милосердие… За наших детей
уже подумали маркетологи и другие люди

Сегодня, к счастью, эта проблема уже не стоит так остро, но неограниченный доступ к сомнительным развлечениям продолжает пагубное дело. Я говорю о медийном пространстве, куда современные дети окунаются сразу, только взяв в руки телефон. Они могут получить любую информацию, в том числе не имеющую цензуры, что может крайне негативно отразиться на неокрепшей детской психике. При этом родители сами буквально с младенчества приучают своё чадо к просмотру видео на телефоне – естественно, яркие картинки тут же привлекают внимание малыша. Я считаю, что ребёнка сегодня в первую очередь нужно защищать от переизбытка негативной информации, которая льётся на него из гаджетов. Информационная доступность способствует атрофированию мыслительной деятельности, критического мышления и навыков живого общения. Мозговые файлы оказались заполнены медиаконтентом, в итоге там уже не осталось места для таких важных понятий, как духовность, искусство, милосердие… За наших детей уже подумали маркетологи и другие люди. Зачем размышлять над сочинением или искать в книгах информацию для доклада, когда есть интернет, в частности, нейросеть? Кстати, заходя в класс на мой урок, дети уже знают, что телефон нужно оставить в коробке при входе. Помню, однажды я в семинарии написал сочинение по богословию, а на следующий день преподаватель после лекции отвёл меня в библиотеку, прошёл по рядам с книгами, выбрал штук 15 и сказал: «Изучайте и перепишите сочинение. Тройку, которую вы заработали, я не поставлю, потому что вы можете лучше». Мне в мои 18 лет было лень всё это читать – я полистал талмуды, кое-что добавил в свой текст и на следующий день сдал работу. Учитель снова отвёл меня в библиотеку, дал тот же набор книг и ушёл. Пришлось уже серьёзно взяться за дело. Таким образом педагог сделал всё, чтобы я не отмахнулся от задания, а приложил максимум усилий для наилучшего результата. Это стало мне уроком на всю жизнь. Современным детям как раз не хватает ответственности, усердия и любознательности в обучении. При этом среди родителей есть тенденция считать, что их ребёнок самый лучший, а учителя к нему просто придираются.

Сегодня уже сложно представить школьника без телефона. Какой выход вы видите?

Прежде всего важно объяснить сыну или дочери, почему вредно злоупотреблять интернетом, а также желательно установить на телефоне родительский контроль с таймингом пользования интернетом и ограничением доступа к определённым сайтам. Главное, дети должны понимать, что никакой гаджет не заменит игр с друзьями на улице, плавания, занятий спортом, рисования, чтения книг, освоения музыкального инструмента, похода в театр и т. д… Я считаю, у ребёнка до 14 лет вообще нет необходимости в постоянном доступе к интернету.
Важно чаще общаться со своими детьми, обсуждать какие-то ситуации и проблемы, а если ребёнок провинился, мы не должны показывать свою беспомощность в виде крика. Вспомните, если взрослые на вас кричали в детстве, наверняка вы, как и многие, думали: «Опяяять началось… Ну, поори, поори». А потом родители удивляются, почему их чадо становится закрытыми от общения с ними.   

никакой гаджет не заменит игр с друзьями на улице, плавания, занятий спортом, рисования, чтения книг, освоения музыкального инструмента, похода в театр и т. д.

Прекрасно, когда у ребёнка полная семья и идеальное представление о взаимоотношениях родителей, поэтому дети не должны слышать выяснения отношений между супругами. Также дети должны видеть в родителях и пример православной жизни, что тоже, к сожалению, стало редкостью в семьях.

С какими проблемами ещё сталкивается современное поколение детей?

Это отсутствие культуры правильного питания. Более 90 % продуктов в супермаркетах нельзя отнести к категории здоровой пищи – это бизнес, из которого выжимают по максимуму. Почитайте состав продукта на этикетке – там практически вся таблица Менделеева в виде консервантов, усилителей вкуса, красителей. Понятно, что производство продукции, напичканной химией, гораздо дешевле, чем натуральной. К тому же на здоровом человеке было бы крайне сложно заработать индустриям медицины и фармакологии. А если люди ещё пить и курить перестанут, так это разрушит ещё и цепочки производства алкоголя и табака. Зато тут же найдётся другая сфера, где человеку, ведущему здоровый образ жизни, скажут: «Молодец! Единственное – тебе нужны наши БАД, аминокислоты, коктейли!» Но природой уже предусмотрен весь необходимый набор витаминов и микроэлементов в продуктах питания. Вот только найти экологически чистую продукцию становится всё сложнее, а если и находится, то людям бывает жалко переплачивать за домашнее молоко, сыр, творог, яйца. Хотя здоровье как раз и начинается с личного выбора человека. Но менять что-то в своей жизни не всегда легко, тем более, когда у многих людей уже деформировались вкусовые ощущения. Если поставить тарелку с бульоном, приготовленным на основе домашней курицы и тем, который сделан при помощи порошка с заменителем вкуса, то многие предпочтут химический вкус. Это касается и экологической обстановки. Однажды я в течение двух недель сопровождал группу на Алтае, а потом один из участников нашего похода рассказал, что, по возвращении в Москву ему хотелось прильнуть к выхлопной трубе и компенсировать недостаток вредных веществ во вдыхаемом воздухе. Как следствие такой ситуации, даже у детей сегодня немало хронических заболеваний. Неудивительно, что школьники жалуются на головную боль, частые простуды, усталость, плохое зрение и т. д. А ведь это будущий генофонд нашей страны.
Негативно сказывается и отсутствие физической работы. На уроках труда школьники всё чаще не делают что-то своими руками, а лишь пишут, как это сделать. Отсюда корень ещё одной проблемы в нашей стране – нехватка кадров для рабочих профессий.

Отмечаете ли вы, что сегодня мы не только заменяем здоровые продукты питания на суррогаты, но и лишаем детей таких ценных понятий, как «миру – мир» и т. д.?

Важно не только само слово, но и то, что вкладывает в него сам человек. Одно дело, когда мы входим в дом к кому-то и говорим, как завещал Иисус: «Мир вам». И другое дело, когда с началом СВО люди выходили на улицу с лозунгами «Я – за мир!» Вместо того чтобы поддержать свою Родину в критический момент, они начали раскачивать оппозиционные качели. Конечно, в этом контексте слово «мир» звучало иначе.
В целом, решение проблем на западном фронте – это ещё и начало решения задач внутри страны и выбор пути развития, основанный на правильно сделанных выводах. Защита психики ребёнка от негативного воздействия интернета, семейные ценности и здоровое питание – это и есть одни из ключевых факторов здорового общества.

Текст: Анастасия Михайлова