Истории, освещающие путь

6 / 24     RU
Истории, освещающие путь
Алекс Джун (Александра Дегтярева) писатель, журналист

Алекс Джун, обаятельная талантливая писательница из Новосибирска, стала лауреатом премии «Эксмо.Дебют–2023» с романом «Спи, Алиса» за лучший дебют в жанре янг-эдалт. В июне она презентовала свою новую книгу «Дети мёртвой звезды». Помимо захватывающих фантастических историй Алекс в качестве журналиста пишет материалы для Leaders Today – за её лёгкий и быстрый стиль работы коллеги называют её «прыткое перо».  

LT: Саша, как давно ты пишешь книги?

АЛЕКСАНДРА ДЕГТЯРЕВА: Любовь к чтению нам с сестрой привила мама, и в детстве мы часто сочиняли друг для друга продолжение полюбившихся историй. А в школе мне повезло с учительницей литературы, которая всегда поощряла своих учеников писать стихи и рассказы.
Но к созданию первой серьёзной истории меня подтолкнули жизненные трудности. Так получилось, что мой первый сын родился с пороком развития почек, до двух лет он перенёс пять операций, и в то время мы практически жили в отделении детской хирургии. Мои выдуманные герои приходили ко мне и рассказывали свои истории, подбадривали, пока я дежурила по ночам у кроватки и следила за тем, чтобы малыш не вырвал капельницу и дренажные трубки. В те недели я мало спала и много писала. Сейчас моему старшему сыну 13 лет, он хорошо учится, занимается подводным плаванием и играет в школьном театре. В тот сложный период я научилась не только справляться с трудностями, но и воплощать свои чувства в фантазийные истории на бумаге. Я посвящаю свои книги всем, кто ощущает себя стоящим на краю пропасти. Пусть мои истории помогут осветить путь в безопасное и счастливое убежище.
Правда, первые десять лет рукописи издать не получалось – издательства либо молчали, либо отказывали. Только в 2022 году книгу «Спи, Алиса» взяли в «Эксмо Freedom». Именно с этим романом я стала лауреатом премии «Дебют», которую присуждают за бестселлер.

Интересно, о чём книга «Спи, Алиса»?

Это роман-сновидение, история-головоломка, включающая сразу несколько жанров: мистику, фэнтези, драму, детектив, философскую притчу. Сюжет построен по принципу шкатулочного романа: ветка главной героини Алисы служит обрамлением для нескольких связанных друг с другом историй. Алиса с детства видит невидимых друзей, которые приходят к ней за советом, поскольку, засыпая, она может попадать в Межмирье. Именно там расположены разноцветные двери, за которыми сокрыты вероятности судьбы того или иного подопечного Алисы, а девушка может выбирать для них наилучший путь, уберегая от неприятностей. Главная тема этой сюжетной ветки — одиночество. И, конечно, сама Алиса тоже не будет скучать, поскольку совершенно случайно встретит парня с точно такими же способностями. Но только он, в отличие от неё, считает неправильным лезть в чужие судьбы и брать на себя ответственность за решения других людей. В конце читатель сможет сложить все осколки сюжетного пазла и узнать, откуда у Алисы такие способности и к чему это всё приведет.

Недавно, на фестивале «Новая книга» в Новосибирске ты презентовала повесть «Дети мёртвой звезды», которая выйдет в июле. Какие темы в ней поднимаешь?

Книга выходит в новой серии Эксмо «Сны Оруэлла». Это постапокалипсис. Мне было интересно порассуждать на тему, что будет с нашими детьми, если мы всё разрушим?  Главный герой — молодой парень, живущий в заброшенной библиотеке. Всё свободное время он посвящает чтению старых книг. Но, как водится, его мирное существование нарушается, когда он знакомится с девушкой, втягивающей его в путешествие на поезде сквозь руины городов в поисках лучшей жизни. Главные антагонисты, отравляющие жизнь героям – это не люди, не зомби и не прочие чудовища. Это экзистенциальная данность нашего мира, то, с чем ежедневно борется каждый из нас: время, смерть, субъективное одиночество, бессмысленность и разрушения, оставленные предками. Время всегда идёт, каждый из нас смертен, мы живем в мире людей, но при этом неизбежно ощущаем невозможность в полной мере разделить наш опыт с другими. Мы родились уже в определённом историческом контексте, и у каждого из нас за плечами свои собственные руины, оставленные в наследство. Мы можем их чинить или игнорировать, но они уже есть. В отличие от чётких смыслов, которые нам лишь предстоит обрести. Ведь никто точно не знает, зачем мы пришли в этот мир и что будет после того, как мы его покинем. Можно обратиться к религии, философии или науке, но смысл всегда будет субъективен и его придётся определить самостоятельно. Герои книги «Дети мёртвой звезды» так же пытаются смириться с неизбежностью потери всего, что им дорого, в том числе собственной жизни, обреченностью на одиночество и непредсказуемостью будущего. И выбирают для этого весьма оригинальные способы.

Есть ли какие-то реальные места или факты, которые тебя вдохновили на написание этой книги?

Да, так как главный герой, как и я, обожает читать, в тексте много отсылок к известным литературным произведениям. Кроме того, некоторые действия разворачиваются в местах, знакомых многим новосибирцам. Например, в библиотеке, которая, как и ГПНТБ, имеет девять этажей: пять наземных и четыре – под землёй. Мои герои прогуляются вдоль странного бирюзового озера со щелочной водой, дно которого словно выкрашено белой краской. Именно такой золоотвал находится неподалёку от моего дома и является техническим сооружением ТЭЦ-5. Кроме того, многие мистические или пугающие события нашей реальности так или иначе нашли своё отражение в моей истории: радиостанция УВБ-76, известная как станция «Судного дня», Рыжий лес в зоне отчуждения Чернобыля, исчезновение поезда «Саннети» и наблюдение его призрака, филадельфийский эксперимент, единая теория поля и лей-линии. На обложке книги неспроста изображена лента Мёбиуса – это простая неориентируемая поверхность, вдоль которой я постаралась выстроить сюжет. Герои к финалу своего пути возвращаются на то же место, откуда начали, только уже зеркальным отражением самих себя. Есть гипотеза, что вся наша Вселенная замкнута именно по такому принципу. Я прочитала много работ, исследующих время и пространство, и некоторые идеи взяла на вооружение. Надеюсь, получилось интересно.
Для меня книги всегда были лучшим способом ненадолго сбежать от проблем, источником утешения и ответов на многие вопросы,  и я надеюсь, что мои сюжеты смогут увлечь, отвлечь и дать пищу для размышлений.

И, напоследок, расскажи о своих творческих планах.

Сейчас я готовлю к выходу книгу, которая появится уже этой осенью. Это лёгкий мистический роман про студентов, расследующих исчезновение девушки. Читателей ждут призраки, таинственные оккультные практики, городские ведьмы и, конечно, любовь. Это совершенно новый для меня опыт, поскольку до этого я писала более сложные по структуре и содержанию произведения. С этой рукописью я отдыхала и наслаждалась, следя за приключениями очаровательных друзей детства Киры и Кости. Образ главного героя я частично списала со своего мужа и благодарна ему, что он разрешил это сделать.
А ещё я рада, что журнал, для которого я несколько лет пишу статьи, подарил мне возможность рассказать немного о себе и своём творчестве. Тексты, истории других людей всегда будут частью моей жизни, ведь мне нравится писать о реальных людях и вымышленных персонажах.
До встречи на интервью, в библиотеках и книжных магазинах!

Телеграм-канал Александры – @aleksandra_degtyareva
Заказать книгу «Дети мёртвой звезды» можно здесь.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Майя Ашику (портрет Александры Дегтяревой)
Ученик чародея

Ученик чародея

9 / 24

Один из лучших учеников Арнольда Михайловича Каца продолжает дело своего педагога, помогая талантливым музыкантам раскрывать свой уникальный стиль.

Исцеление живописью

Исцеление живописью

9 / 24

Своим творчеством художник напоминает людям, что никогда не надо отчаиваться.

Вадим Репин: «Новосибирск – наиважнейший, судьбоносный для меня город»

Вадим Репин: «Новосибирск – наиважнейший, судьбоносный для меня город»

9 / 24

О служении общему делу и академической музыке как об увлекательном путешествии.

Лилия Мусина: ищу в героях точки соприкосновения

Лилия Мусина: ищу в героях точки соприкосновения

9 / 24

Что такое выйти из зоны комфорта, Лилия Мусина знает на личном опыте: чтобы играть в театре «Старый дом» ей пришлось оторваться от семьи, сменить работу и место жительства. 

Личность – крупным планом

Личность – крупным планом

8 / 24

Как проходили съёмки документального фильма «Арнольд Михайлович Кац. Помним».

Король керамического искусства

Король керамического искусства

8 / 24

Главное в творчестве – это любовь к тому, что ты делаешь. 

1247//1250