С семьи начинается путь к благодати

6 / 24     RU / ITA
С семьи начинается путь к благодати
Иосиф Верт глава Преображенской епархии Римско-католической церкви

27 мая 2024 глава Преображенской епархии Римско-католической церкви Иосиф Верт отметил 40 лет своего священства. На вопрос о том, с каким чувством владыка встретил эту важную в своей жизни дату, он ответил: «Как и подобает христианину — с благодарностью Богу за дар особой благодати и с упованием на Его милость и прощение всех моих грехов». С этих слов и началась наша тёплая беседа о том, как сегодня человеку снискать благодать самому и уберечь её в своей семье. 

LT: Владыка, бо́льшую часть своего пути вы находитесь в чине епископа, то есть в высшей степени священства. Это великая честь и великая же ответственность. Где черпаете силы, мудрость и терпение, чтобы достойно исполнять свой долг?

ИОСИФ ВЕРТ: В фундаменте моей жизни как человека, как верующего христианина и как священника, конечно же, семья – отец, мама, четверо моих братьев и шестеро сестёр. В христианской традиции родителей, воспитывающих детей в вере, называют настоятелями домашней церкви. Так можно назвать мою маму, которая каждое утро ставила нас на короткую молитву. Самым маленьким мама подсказывала нужные слова, старшие молились уже самостоятельно. После этого мы завтракали и расходились по делам: кто на учёбу, кто на работу – а вечером возвращались к общей трапезе и большой совместной молитве. За все годы было не более одного-двух случаев, когда мы не собирались к установленному мамой времени.
К вечеру возвращался с работы и отец. Руководила вечерней молитвой мама — благодаря своей маме, нашей бабушке, катехизис она знала почти наизусть. А вот бегло читать по-немецки и по-русски мама выучилась уже позже: её детство пришлось на тяжёлые военные годы, и ещё в начальной школе ей пришлось бросить учёбу, чтобы помогать взрослым кормить семью. Отец же успел окончить семилетку до войны, поэтому во время Великого Поста именно он по-немецки читал с молитвенника «Крестный путь». По воскресеньям же он читал нам «дедушкину Библию». Это был своего рода учебник о вере, в котором у каждого из нас были свои любимые сюжеты. Я, например, выбирал борьбу Давида и Голиафа, девочки просили почитать им что-то своё – и отец всегда выполнял наши просьбы. К слову, мама в зрелые годы читала много духовной литературы, но её земной путь был не таким уж длинным… И вот, я епископ уже 33 года, а всё равно вспоминаю всё, что воспринял от мамы.
Какие уроки оказались особенно важными?

Их много, и я приведу лишь один, но очень яркий пример. В 1974 году я решился вступить на путь духовного призвания, и понял, что молитвенная жизнь будущего священника отличается – это не совсем то, что простая, «народная» ежедневная молитва.

«Бог везде: на небе, на земле и в каждом месте», — говорила мама, наставляя нас тем самым жить по совести

Нужно было учиться внутренней сосредоточенности, умению вставать «в присутствие Божье». И хоть для обычного человека это было вовсе не само собой разумеющимся делом, именно мама прививала нам его с детства. «Бог везде: на небе, на земле и в каждом месте», — говорила она, наставляя нас тем самым жить по совести. Удивительно, как, не будучи лицом духовным, она точно ощущала это состояние присутствия Божьего. И до сих пор не проходит и дня, чтобы я не вспомнил эти мамины слова.
На своём духовном пути вы застали разные времена и, работая с паствой, наверняка отмечали, как менялись люди, принимая вызовы, которые бросала та или иная эпоха. Можете ли сказать, какие качества особенно необходимо воспитывать в себе человечку сейчас?

С 1962 по 1965 годы в Католической церкви проходил Второй Ватиканский собор, который как раз и был посвящён пониманию развития мира и общества в нём. Сегодняшний Синодальный путь, инициированный Папой Франциском для размышления о церкви в современном мире – по сути продолжение этого процесса. И в первом документе, который Папа Франциск выпустил к Синодальному пути, он навал три ключевых слова: общение, участие и миссия.
Замечали, как после воскресной службы, как только священник благословляет народ, все тут же устремляются к дверям? Конечно, столько дел в выходной: и уроки с детьми, и в магазин, и в театр. А ведь помимо молитвенного общения, когда прихожане все вместе обращаются к Богу, должно быть и простое человеческое общение. Поэтому в некоторых приходах, где настоятели обладают должной харизмой, а сёстры-монахини – энтузиазмом, после воскресной мессы часто проходит чаепитие, постоянно устраиваются праздники. Общение – естественная часть жизни человека, нужная ему как воздух. Прежде недостатка в нём не было: большие семьи, культура соседства – даже впору было и поискать тишины и уединения. (Улыбается.) Сейчас в семьях по одному-два ребёнка, родители заняты на работе, люди живут в отдельных квартирах — единения недостаёт ни в семье, ни в обществе. Поэтому государство и финансирует всевозможные общественные организации. Для верующего же человека главной такой организацией служит церковь – его духовная семья. Так было и в моей жизни. В Караганде у нас была ли не самая большая на весь Советский Союз (кроме, может быть, Украины, Белоруссии и стран Прибалтики) католическая община, в которой мы имели счастье общаться с очень содержательными людьми, энтузиастами своего дела. Такой была Гертруда Детцель, которая прошла лагерь и ссылку, а позже всю себя отдала возрождению церковной жизни среди переселённых в Казахстан российских немцев. Таким был блаженный отец Владислав Буковинский, который также прошёл через репрессии, и после мог бы уехать в Польшу, но остался в Казахстане и до конца жизни был опорой благочестивых католических семей в то непростое для верующих время. Эти личности были примерами для нас, и даже самые маленькие дети, участвовавшие в делах общины вместе с родителями, уже впитывали дух истинной веры.
И здесь мы подошли ко второй важной вещи – участию. Всё то же самое: служба ли, праздник ли, субботник ли – люди предпочитают прийти точно ко времени (а то и припоздать) и уйти пораньше, чтобы не слишком вовлекаться в общие дела. Конечно, раньше в приходах люди жили рядом, и прийти в церковь на мессу или в соседний дом на чей-то юбилей, свадьбу или для помощи было делом нескольких минут. Сейчас же путь до храма может занять часа полтора в одну сторону — значит, в целом на визит нужно закладывать добрых полдня.
Но порой столько же мы тратим на посещение торгового центра, зоопарка или ресторана.

Совершенно верно. И тут уже вопрос приоритетов: можно же время от времени посвящать время и общинным событиям: чаепитие, литературное чтение, помощь храму, крещение, субботник – простые житейские дела, в которых новые поколения перенимают у старших традиции, учатся своими руками устраивать собственную жизнь, растут в атмосфере доверия и взаимопомощи.
И, наконец, третья вещь, о которой сказал Папа Франциск – миссия. Миссия тоже во многом начинается с семьи. Во времена моей юности на семейные праздники съезжалась вся наша многочисленная родня. Далеко не все из наших родственников были очень верующими, но поскольку для нас приходская община была одним большим домом, наши гости на какое-то время невольно становились частью этой среды, и я надеюсь, в будущем, это как-то влияло на них. Тогда мы ещё не знали высокого значения слова миссия, но по сути, если, имея самое большое богатство – познание Бога – мы делимся им с ближним, то это и есть миссионерство. Правда, в этом вопросе требуется большая мудрость и деликатность. Ведь один человек с радостью принимает духовное знание, другому на этом пути изначально требуются покой и уединение. Третий и вовсе не готов слушать о Христе, называя верующих сектантами. Что ж, в Библии сказано: «…не бросайте жемчуга вашего перед свиньями». Если вы живёте в молитве, желаете поделиться своим духовным богатством, но не знаете, как подойти с этим к человеку, попросите Господа просветить вас – и решение придёт.
Наверное, для семьи эта культура общения и соучастия в добрых делах лучшее, что можно предложить. Но как пригласить современную «не очень верующую» семью на территорию Церкви?

При Конференции католических епископов в России действует Комиссия по делам семьи, за которую отвечаю как раз я. По аналогии с Всемирным днём молодёжи, учреждённым Папой Иоанном Павлом II, в Католической церкви проходят и Всемирные встречи семей – с участием Папы Римского. Также в рамках этого проекта проходят епархиальные и национальные встречи семей – следующая как раз состоится в августе этого года в Москве.
Большую роль в просвещении играют массмедиа. Конечно, мы не имеем таких охватов, как самые популярные интернет-блогеры, но в свой недавний визит в один из приходов на севере России я встретился со священником, у которого около 7500 подписчиков на YouTube, и его интервью со мной менее чем за сутки набрало 3000 просмотров – это больше, чем собирается в храме даже в великие праздники. Так что современные технологии тоже нам в помощь, чтобы церковь стала более открытой для многочисленной аудитории.
В каждой епархии есть священники, которые особенно занимаются семьями. Хотя сейчас мы все этим занимаемся: большая часть нашего времени посвящена работе с семьями, потому что семья – это основная клеточка человеческого общества и церкви. Все священники особенно готовятся к большим праздникам – Рождеству, Пасхе, ведь в эти дни будет много семей, посещающих храм один-два раза в год, и наша проповедь обязательно рассчитана и на таких нечастых гостей. Большая роль в работе с семьями принадлежит нашим энтузиастам, среди которых в основном сёстры-монахини, которые чаще находятся среди народа, и им легче подойти к вновь пришедшим, познакомиться и как-то сопроводить их.

90% нашего времени посвящено работе с семьями,
потому что семья – это основная клеточка человеческого общества и церкви

Для верующего человека главное – жизнь души, и мы должны неустанно вести работу по содействию родителям на их непростом пути. К примеру, мы организовали курсы выходного дня для мужчин. И это не просто «школа отца», а встречи, на которых мы обсуждаем, как укрепить брак как таковой, ведь статистика разводов, ужасающая… Есть у нас и встречи влюблённых – молодых людей, только готовящихся создать семью. В «добрые старые времена» в церковных общинах подготовка к браку проходила естественным образом – юноши и девушки каждое воскресенье ходили на мессу, слушали проповеди, имели подготовку к первому причастию, к проповеди, к первой исповеди, к миропомазанию, поэтому достаточно было одной-двух встреч с настоятелем, чтобы жениха и невесту обвенчали. Сегодня будущих супругов к христианскому браку нужно готовить как минимум три месяца, чтобы люди понимали действительную ценность семьи и берегли этот дар в своей жизни.
Вы верите, что прежние духовные традиции можно вернуть в современное общество?

Сложный вопрос. 70 лет мы жили в обществе воинствующего атеизма, сейчас живём в эпоху постхристианства — многие традиции умерли. Но именно в больших крепких семьях культура живёт дольше всего. Мы в своей семье сохранили родной для нас немецкий язык и обязанность каждое воскресенье ходить на мессу. Это было так же естественно, как, скажем, позавтракать.

Именно в больших крепких семьях культурные традиции
живут дольше всего

Поэтому не нужно делать, например, поход в храм исключительным событием, пусть постепенно эта привычка станет частью вашей жизни, и с маленьких шагов начнётся ваш путь благодати.
Возвращаясь к поводу нашей встречи — 40-летию вашего священства: уместно ли в такие даты говорить об итогах и планах?

Планированием мы занимаемся постоянно, правда, скорее, на духовном уровне. Все священники и сёстры-монахини ежегодно совершают так называемые духовные упражнения, делают молитвенную рефлексию: мы оглядываемся назад, благодарим Бога за всё произошедшее и смотрим, какие были в череде этих событий наши промахи, возможно, и грехи, а также размышляем и о будущем. Хозяйственный учёт тоже ведём – без этого руководству прихода никак, но именно в духовной плоскости приходят самые ясные решения, которые потом удивительным образом воплощаются в жизни. Однажды я как раз на таких духовных упражнениях размышлял, как достичь большего успеха в работе с семьями, с молодёжью — очевидно, надо создавать центры, где будут проходить тематические встречи, курсы. И вскоре нам удалось приобрести в селе Мочище дом, где, потеснившись, могут уместиться до сотни человек. Так появился наш пастырский центр «Вифлеем», в котором проходят епархиальные встречи семей, семинары, съезды представителей различных христианских движений и так далее.
Сегодняшние же мои мысли во многом связаны и с другой датой: ровно 50 лет назад я решился пойти к епископу Александру Хи́ре, чтобы побеседовать с ним о своём призвании к священству. Тогда, в мои неполные 22 года эти мысли стали приходить ко мне всё чаще, и я не мог от них освободиться. Мне хотелось, чтобы священник подсказал мне, какой выбор сделать, ведь я стоял на пороге самой радикальной перемены в своей жизни! Вопреки моему ожиданию готового решения, отец Александр посоветовал мне девять дней молиться Святому Духу и на десятый день ждать ответа. Как же мудро это было! Путь священства – это не профессия, которую ты можешь избрать разумом. Ты должен услышать, как Иисус зовёт тебя следовать за ним, и только благодаря совету Александра Хиры я осознал это так ясно, как не осознавал в жизни ничего больше. Ещё десять лет, пока я не стал священником, я молился Господу, чтобы Он не дал бы мне достичь моей цели, если предвидит, что я буду плохим пастырем. Сейчас, переосмысляя свой опыт, я понимаю, какая важнейшая работа шла тогда в моей душе. С тех пор, когда ко мне приходят молодые люди, собирающиеся поступать в семинарию, я вспоминаю отца Александра и иду в этом деликатном деле его путём, советуя слушать самого Иисуса Христа, который говорит с нами через молитву.
Бывают ли у вас дни какой-то особенной радости, которую вы сами создаёте для себя, наполняя её приятными для вас событиями?

Послушники в Обществе Иисуса каждую неделю имеют с магистром духовную беседу. В помощь для подготовки к такой беседе был у нас вопросник, и первый вопрос звучал так: «Есть ли у тебя радость в твоём призвании»? Понимаете, радость не нужно создавать, она должна быть, а если её нет – значит, что-то не так. Прекрасный день можно провести и в трудах, и в полезных встречах, а можно – и зайдя в тупик оттого, что, кажется, тебя никто не понимает и не слушает. Какие бы события, каких бы людей ни послал тебе Господь, ты будешь счастлив в своём призвании, если оно истинное.

Текст: Марина Кондратьева
Фото: Наталья Головинская