В народной песне – выносливость и сила России неповторимое свойство русской души

6 / 24     RU
В народной песне – выносливость и сила России
Николай Андреевич Примеров гармонист, педагог, просветитель, музыкальный и общественный деятель

Русский народ – самый песенный в мире, считает заслуженный работник культуры Российской Федерации, известный новосибирский педагог-музыкант высшей категории, просветитель и альтруист от русского народного искусства Николай Андреевич Примеров. О том, как звуковая среда влияет на жизнь, здоровье и мировоззрение человека, он рассказал в интервью Leaders Today.

LT: Николай Андреевич, какое значение народная музыка и песня имеют в русской культуре?

НИКОЛАЙ ПРИМЕРОВ: Русская песня и народная музыка – это составляющие самой жизни. Песня встречала человека, когда он появлялся на свет, и она же отправляла его в последний путь. Ребёнок во внутриутробном периоде, а потом и после рождения, слушал колыбельные и через них открывал мир вокруг, запоминал родной голос матери, воспринимал и впитывал всё, что звучало в его доме (в своём доме!), и эти впечатления оставались в нём навсегда. Домашнее пение и музыкальные наигрыши становились для каждого нового человека неким жизненным заделом, начальным капиталом, содержащим не только духовный и душевный подтекст, но и генетическую память, знания о порядке вещей и сущности явлений. И всё это передавалось из поколения в поколение.

А как песня непосредственно влияла на физическое состояние человека? Ведь неспроста же люди с песней выходили в поле, пели, когда радовались и когда горевали.  

Звуковая среда – это стратегически важное звено в системе охраны здоровья человека. Например, резкие, громкие звуки способны внести диссонанс и нарушить жизненный ритм человека, а, соответственно, повлиять и на физические процессы. В русской песне изначально заложена жизненная энергия, равная по своей силе огню. А огонь считается у нас олицетворением жизни. В песне, заряженной энергией народа, впитавшей в себя народную мудрость и традиции, человек черпал силы, обретал опору и стойкость.

В русской песне изначально заложена жизненная энергия, равная по своей силе огню

Почему сейчас идёт атака недругов на нашу культуру, музыку и язык? Потому что словесная и музыкальная речь является одним из важнейших факторов, определяющих национальную идентичность. Если изъять русскую песню из нашей культуры, мы перестанем существовать как народ. А русский народ – больше других поёт, возможно, самый песенный в мире, а поэтому и самый живучий и устойчивый. Разрушающая музыка (есть и такая) – это оружие в руках теневых властителей мира. Одна музыка – средство нападения, агрессии, другая – мощное средство созидания, защиты, надёжный оберег от противожизненного влияния.

Но начиная с петровских реформ, взявших курс на европеизацию России, народное творчество переживало не лучшие времена. Выходит, в советское время как самый суверенный период новейшей истории, предпринималась попытка вернуться к своим корням? Насколько она была удачной?

Это сложный вопрос. С одной стороны, были созданы значительные ценности в позднее советское время, родилось много прекрасных песен, поднимающих дух и прививающих любовь к Родине. Таких, как «Катюша», «Я люблю тебя, жизнь», «Вставай, страна огромная», «Подмосковные вечера» и т.  д. Но, с другой стороны, ранними Советами была фактически объявлена война всему былому: деревенскому укладу жизни, крестьянской песне, крестьянским традициям, народной музыке и русской песне. Гармонь объявили устаревшим, кабацким и едва ли не вражеским инструментом! А ведь русская национальная культура в целом взрастала на почве и соках крестьянской, деревенской, глубоко уходящей своими корнями в дохристианскую историю. Нелюбимая большевиками деревня, земля хранила родовые, семейные, праздничные традиции, саму живую русскость. В короткие сроки традиционные труд, быт, семейная культура, культура отдыха были разрушены. Запрещали петь протяжные, так называемые кулацкие песни. Разрешённые песни «обрабатывались». А что такое – запретить песню? Вот так русскую народную песню и вывели из жизненной среды, заменив её новыми формами.

Но пока есть такие энтузиасты, как вы, шанс вновь стать самым поющим народом у России всё-таки сохраняется. 

К сожалению, многое утеряно безвозвратно. Но, поскольку творческий потенциал русского народа ещё довольно велик и воспроизводятся ещё носители родной культуры, которые собирают, изучают забытые песни и обряды, есть надежда, что ситуацию можно улучшить. Я имею в виду прежде всего движение фольклористов, которое начиная с 1960-х годов собрало в экспедициях уникальный песенный и музыкальный материал.

Если изъять русскую песню из нашей культуры, мы перестанем существовать как народ

Но, конечно, одними специалистами такую глобальную задачу не решить. Да и условия пока для этого не очень-то благоприятные. Мы с моим коллегой, профессором-культурологом Юрием Григорьевичем Марченко, провели на эту тему исследование в общеобразовательных школах Новосибирска и НСО (издали монографию, за свой счет, конечно), показавшее, что только 5–6% школьников занимаются народной музыкой. При этом 60% детей ответили, что предпочитают современные музыкальные жанры, а 11% учащихся слушают классику. Только 30% педагогов ответили, что с уважением относятся к фольклору, народной песне, искусству гармонистов и баянистов.
Раньше в большинстве общеобразовательных школ был духовой, либо народный оркестр или ансамбль. А сейчас это большая редкость. В Новосибирске разве что в школе № 179 сохранился подобный коллектив, «Россыпь» называется. Им руководит учитель музыки Леонид Васильевич Чудов, так у него большинство школьников умеют петь и играть на разных народных инструментах.
Но откуда же взяться фольклорным классам в тех же музыкальных школах, где учат по западным стандартам, рассказывая детям о жизненном пути и творчестве в основном европейских композиторов, и совсем не изучая или лишь коротко и бегло проходя творчество наших отечественных (в том числе сибирских) мастеров.

Каким вы видите возращение народной песенной культуры в воспитательное и образовательное поле соответствующих учреждений, а также на бытовой уровень?

Многое могли бы дать научно-практические конференции, которые позволяют не только увидеть реальную картину дел, но и выработать план совместных действий представителей исполнительной власти, деятелей культуры и образования. Мы как-то проводили подобное мероприятие в Мошковском районе, где удалось собрать все заинтересованные стороны. По итогу встречи была принята обстоятельная программа по развитию народной музыкальной культуры. Так вот, благодаря ей в районе всё буквально заиграло и запело: появились новые ансамбли народной музыки, клуб народного творчества (или клуб гармонистов), участники которого победили даже в одном из телевизионных музыкальных конкурсов. Но в данном случае в решение задач были вовлечены все структуры, поэтому и результат получился заметным.
Понимаете, должна быть встречная заинтересованность со стороны компетентных ведомств и более внимательное отношение к энтузиастам и самородкам. В 2025 году исполняется 25 лет Музею сибирского баяна и гармони имени Ивана Ивановича Маланина, руководителем которого я являюсь. В ансамбле «Играй, гармонь» новосибирского ДК железнодорожников, в ансамблях гармонистов и ложкарей занимаются дети и подростки от трёх до 17 лет. И их могло бы быть значительно больше, если бы имелось отдельное помещение, свободные аудитории для занятий народно-певческим творчеством. Вопреки всему нехорошему мы умудряемся проводить более ста мероприятий и концертов в год в Новосибирске и области. А было время, когда с концертами мы посещали по 20–30 школ в неделю. Сейчас же в общеобразовательные учреждения просто так не попасть, создано огромное количество бюрократических препятствий.
Если мы хотим вернуть уроки музыки и пения в школы, нужно менять образовательные стандарты и требования к педагогам. А по большому счёту нам нужны свои национальные музыкальные школы, где детей с первого класса приобщали бы к народным певческим традициям. Сколько уже лет живёт идея создать в Новосибирске Центр народных традиций, Дом гармониста или специальную музыкальную школу, опирающуюся полностью на изучение русских народно-певческих традиций, но она всё время воспринимается в штыки, мол, у нас всё нормально с музыкальным образованием и ничего придумывать не надо! Как же тогда воспитывать патриотизм по отношению к земле родной, к русской культуре, приобщать детей к народным традициям, исконным наигрышам и песне?
Что может сделать каждый на уровне своей семьи? Слушать народную музыку, петь колыбельные своим малым детям, хоть иногда ходить на концерты народных коллективов. На наши выступления во Дворце культуры имени Максима Горького вход всегда свободный!

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Андрей Бортко
Личность – крупным планом

Личность – крупным планом

8 / 24

Как проходили съёмки документального фильма «Арнольд Михайлович Кац. Помним».

Король керамического искусства

Король керамического искусства

8 / 24

Главное в творчестве – это любовь к тому, что ты делаешь. 

Создаём актуальный театр с опорой на классику

Создаём актуальный театр с опорой на классику

8 / 24

С журналом Leaders Today театр «Красный факел» объединяют высокие стандарты мастерства, признание лучших образцов театрального искусства и их популяризация, а также развитие и поддержка культуры в Новосибирске и в регионе.

Новому времени – свои герои

Новому времени – свои герои

8 / 24

Сегодня перед образованием, культурой и искусством стоят общие цели – воспитание высоконравственной творческой личности, осознаю́щей ответственность за судьбу своей страны, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности. 

Ломоносов и не только: книги-памятники получат новую жизнь

Ломоносов и не только: книги-памятники получат новую жизнь

8 / 24

Служение Отечеству, лидерство Новосибирской области, любовь к человеку и к делу жизни – вот те ценности, которые нас объединяют. 

Главное достижение дедушки – его слушатели

Главное достижение дедушки – его слушатели

8 / 24

Елена Петрушанская, внучка Арнольда Михайловича Каца, в преддверии его столетнего юбилея поделилась с Leaders Today воспоминаниями.

1247//1250