Хор – душа России

7 / 24     RU
Хор – душа России
Елена Рудзей руководитель Академического хора студентов Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, художественный руководитель Новосибирского областного академического хора молодёжи и студентов ГАУК «Сибирь-Концерт», профессор кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки

Сибирскую хоровую школу знают не только в России, но и далеко за её пределами. Учиться музыке и дирижированию в Новосибирскую государственную консерваторию едут со всех концов страны, потому что здесь сформировалась уникальная система преподавания и собрана замечательная команда профессионалов, способных претворять в жизнь творческие проекты мирового уровня.
Об объединяющей силе традиций большого русского хора, его героях и новых формах – наше интервью с одним из главных сибирских идеологов хорового искусства Еленой Валерьевной Рудзей.

LT: Елена Валерьевна, сегодня ваше имя ассоциируется с российской хоровой культурой, развитием которой в Сибири вы занимаетесь на протяжении многих лет. Расскажите, какую систему удалось выстроить за это время?

ЕЛЕНА РУДЗЕЙ: Более десяти лет назад мне поручили курировать хоровое направление в регионе по вертикали «школа – училище – вуз». За это время совместно с Министерством культуры НСО и Новосибирской государственной консерваторией имени М. И. Глинки была создана система, объединившая детские и молодёжные коллективы, а также хормейстеров региона, внутри которой мы все взаимодействуем и создаём мероприятия, направленные на возрождение и укрепление русской хоровой культуры.

Неоценима поддержка в этом направлении  ГАУК «Сибирь-Концерт» и, в частности, его директора Екатерины Фёдоровны Ковалёвой, с которой мы воспринимаем идеи подлинной духовности русской культуры как ключевой фактор государственной безопасности. Из шести крупных ключевых концертных мероприятий в год два мы проводим в рамках фестивалей, проходящих на площадке «Сибирь-Концерта»: это большой хоровой праздник «Предчувствие Рождества» и День славянской письменности и культуры (на этот раз праздник славянского слова был посвящён 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина). Также в этом году Новосибирская государственная консерватория под руководством Вячеслава Васильевича Стародубцева, объединившись с ГАУК «Сибирь-Концерт», провела под патронажем Министерства культуры Третий Региональный фестиваль хорового искусства «Поёт молодёжь Сибири», в очередной раз подтвердивший, что хоровое пение – это больше, чем искусство, это часть души, которая объединяет людей разных возрастов, профессий и национальностей.

Вы, кстати, недавно выступили председателем жюри на другом грандиозном проекте, объединившем уже хоровое братство всей страны. С какими впечатлениями вы вернулись с Международного фестиваля-конкурса хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Хоровые игры Сибири–2024», по традиции прошедшего в Омске?

По моим ощущениям, на сегодняшний день это единственный форум подобного размаха, силы и значимости в СФО. Конкурс-фестиваль – абсолютно столичный по уровню проведения и классу участников, и по-настоящему сибирский по зашкаливающему уровню тепла и радушия. Что важно, проект родился как частная инициатива (организатором фестиваля-конкурса выступила АНО «Центр творческих инициатив Сибири «Культурная столица» в лице директора Павла Капустина, а идейным вдохновителем – дирижёр и преподаватель Татьяна Капустина), поддержанная в этом году руководством города и области. Мероприятие собрало на одной площадке более 50 творческих разновозрастных коллективов из девяти регионов страны. В Омск приехало более полутора тысяч участников, для которых были не только созданы комфортные условия пребывания на конкурсе, но и сформирована насыщенная внеконкурсная культурная программа. Церемонию открытия и закрытия фестиваля по уровню креативности я бы могла сравнить с Олимпиадой!

Россия – певческая держава, где культурный код нации
лежит в многовековом хоровом искусстве

От нашего города участвовали лучшие детские и юношеские хоры, а подлинным открытием от Новосибирска стали блестящие выступления хора студенческого клуба СибГУТИ (руководитель – Наталья Ягодина), дирижировала которым выпускница консерватории Мария Нижегородова. Команда заняла призовые места и увезла в общей сложности восемь дипломов. Гран-при  получил омский камерный хор молодёжи Bel Canto под руководством Татьяны Капустиной, а денежную премию они разделили с подлинным украшением конкурса этого года – коллективом ННГУ имени Лобачевского (Нижний Новгород) с 75-летней историей развития.

Проект в очередной раз доказал, что Россия – певческая держава, где культурный код нации лежит в многовековом хоровом искусстве, которое мы с вами стимулируем и передаём из поколения в поколение.

Держать на своих плечах многовековую хоровую культуру страны – большая ответственность. Что вы стараетесь заложить в своих учеников, чтобы они, покидая альма-матер, могли и дальше высоко нести знамя российской академической хоровой школы?

Нашу будущую смену мы примечаем на уровне музыкальных школ, поэтому знакомы со многими ребятами ещё до поступления в консерваторию. Следующие пять лет после колледжей мы видим, как они растут и меняются на профессиональном и личностном уровне. Этому способствует всеобъемлющая и глубокая программа обучения, которая разработана в консерватории. Она же является и одной из самых дорогих, ведь в классе со студентом работают сразу трое профессионалов – преподаватель и  два концертмейстера. Многое обновлено и расширено. Например, на моём авторском курсе по хороведению мы проходим не только сугубо профессиональные вещи, связанные с хормейстерской спецификой, но и уделяем время теории управления коллективом, а также прорабатываем философию личностного роста будущего руководителя. За время обучения студенты проходят через серию конкурсов и масштабных проектов, фестивалей типа «Сибирских сезонов» или «Поёт молодёжь Сибири», каждый из которых даёт им рост. К пятому курсу, вобрав в себя знания мастеров хорового и симфонического мира России, познав суть профессии через многие виды искусств, историю, этику и эстетику культуры родной страны, наши выпускники мужают и крепнут в личностном, культурном и профессиональном плане. Они столько всего могут и умеют, что им есть что сказать миру. Когда после выпускных экзаменов они уходят, я и горжусь проделанной работой, и вместе с тем мне жаль с ними расставаться. Наши выпускники востребованы везде, в том числе в  столицах, но я считаю, что у них должна быть возможность продолжить работу здесь, а для этого в Новосибирске должен появиться ещё не один профессиональный хоровой коллектив и свой большой русский хор.

Большой хор – это ещё и большие проекты. Такие, как, например, «Запечатленный ангел» Щедрина – невероятная литургия, прозвучавшая два года назад в рамках международного фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны», организатором и дирижёром которого является ваш супруг, доцент кафедры дирижирования НГК Сергей Шебалин,  а арт-директором – доцент кафедры теории музыки НГК Наталья Владимировна Санникова. Чем лично вам дорога эта работа и что она показала?

«Запечатленный ангел» – одно из самых значимых хоровых сочинений в русской новой священной музыке ХХ века (musica sacra nova, лат. «новая священная музыка» – течение академической музыки, появившееся в России в начале ХХ века. – прим. ред.), написанное в канун 1000-летия принятия христианства на Руси и воплощающее идеи православия в русской культуре. В честь 90-летия композитора на Малой сцене НОВАТа это произведение исполнили два студенческих хора: Академический хор Новосибирской государственной консерватории (НГК) и Камерный хор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского под руководством Александра Соловьёва, профессора и ректора «Академии хорового искусства имени Попова». Трансляцию из Сибири в Мюнхене слушал лично Родион Константинович Щедрин. Сразу после концерта он позвонил нам и выразил своё восхищение мастерством исполнения! Это было абсолютно невероятно, ведь Щедрин – живой классик, фигура, сравнимая с масштабом личности П. И. Чайковского, например. Конечно, высокая оценка маэстро дорогого стоит и говорит о соответствующем уровне развития студенческих коллективов новосибирской и московской консерваторий, объединенного хора, блестяще справившегося со сложной партитурой в девяти частях, требующей от участников как уверенных профессиональных навыков, так и физической подготовки.

Ждут ли нас впереди проекты подобного уровня?

Сейчас крайне необходимо поддержать людей высочайшими духовными ценностями, хранящимися в академическом хоровом искусстве. Придет время – будет поминовение наших воинов, и нам есть что исполнить, с чем выйти к людям. В самый тёмный для России час, в 1915 году, Рахманинов написал своё невероятное «Всенощное бдение» – многоголосый сплав народного эпоса, лирики и драмы, воплощение духа русской нации. Такие произведения требуют больших составов – русские должны помнить о своём духовном наследии. Такие произведения нужно исполнять, необходимо исполнять.

«Хоровые соборы России» – проект, направленный
на объединение студенческих и профессиональных
хоров в единое певческое поле

Но всему своё время, а пока мы идём «Навстречу Победе» – так называется большой концертный проект к 80-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, который мы планируем начать готовить уже сейчас. Не буду раскрывать всех подробностей, скажу только, что в планах – несколько выступлений Сводного детского и молодёжного хора Новосибирской области в день взятия рейхстага 30 апреля, на большой концертной сцене и 9 мая на открытой площадке, возможно, на Михайловской набережной, где каждый сможет почувствовать свою принадлежность к великой стране, которую мы едва не потеряли.

Текст: Анастасия Куприянова
Чувство дома

Чувство дома

7 / 24

Зарисовки к рассказу «Домик в горах», который впервые публикуется на страницах LT, выполнила художник Елена Кузнецова – потомок белых эмигрантов, живущий на две страны, руководитель международной школы живописи и консультант Лувра. 

Книги июля: путешествие от Академгородка до Марса

Книги июля: путешествие от Академгородка до Марса

7 / 24

Сергей Петунин приготовил для чтителей LT увлекательную подборку историй, с которой нескучно отправиться в отпуск.

Искусство любования жизнью

Искусство любования жизнью

7 / 24

Художественный музей Новосибирска приглашает отправиться в увлекательное летнее путешествие по разножанровой экспозиции Константина Прусова «Вслед за Марфой».

Что почитать летом?

Что почитать летом?

7 / 24

Подборка расcказов от авторов, с чьим творчеством вы могли познакомиться на страницах Leaders Today в этом году. Мы постарались сделать наш литературный проект максимально уютным, но при этом разнообразным, чтобы найти отклик в душе каждого из вас.

В народной песне – выносливость и сила России: неповторимое свойство русской души

В народной песне – выносливость и сила России: неповторимое свойство русской души

6 / 24

Как звуковая среда влияет на жизнь, здоровье и мировоззрение человека?

Истории, освещающие путь

Истории, освещающие путь

6 / 24

Алекс Джун, талантливая писательница из Новосибирска, презентовала свою новую книгу «Дети мёртвой звезды». 

1247//1250