Искусство любования жизнью

7 / 24     RU
Искусство любования жизнью
Константин Прусов художник, дизайнер, архитектор

Художественный музей Новосибирска приглашает отправиться в увлекательное летнее путешествие по разножанровой экспозиции Константина Прусова «Вслед за Марфой». Выставка продлится до 1 сентября 2024 года.
Художественный музей системно занимается поддержкой и продвижением сибирского современного искусства, демонстрируя свою эффективность как авторитетное выставочное пространство. В свою очередь, для молодого художника музейная выставка – это показатель актуальности, востребованности, профессионализма, доверия к нему со стороны музея.

Справка:
Константин Прусов — молодой новосибирский художник, сотрудник Новосибирского художественного музея. Окончил Институт искусств НГПУ по специальности «изобразительное искусство». В 2018 году персональная выставка Константина прошла в иркутской галерее В. Бронштейна.
В качестве дизайнера-архитектора работал над выставками Сурикова, Куинджи, экспозицией художественного музея в аэропорту Толмачёво и рядом других проектов.

Марфа и свиристель. 2020. Холст, масло. 100х80 см.

Встречает гостей выставочного зала большой портрет фантазийной музы Марфы – такой же доброжелательной, яркой и жизнерадостной, как и сам Константин, даже внешне можно легко найти некоторое портретное сходство. Как говорит художник, этот образ родился случайно во время прогулки с собакой в лесу: «Потом я увидел присутствие Марфы во многих своих работах. Так она и стала тем героем, который объединяет мои работы разных лет и жанров в единую концепцию путешествия».
А жанров и техник на выставке действительно представлено немало – работы написаны маслом, темперой, тушью, пастелью, соусом, углём. Есть картины и с применением потали. Красочные, сочные, многоликие произведения Константина создают калейдоскоп эстетических впечатлений. «Творчество для меня – это прежде всего источник радости, – говорит Константин. – Искусство должно воодушевлять и вдохновлять, и мне хочется делиться его плодами с другими. Главное, чтобы работы создавались не через силу, а тогда, когда тебе действительно есть, что сказать». 

Константин лично проводит экскурсии по выставке «Вслед за Марфой» и с энтузиазмом рассказывает об особенностях каждой картины, хотя некоторые работы сами словно ждут момента, чтобы поведать зрителю свою историю, связанную с русскими традициями, сказками или религиозным наследием… Путешествуя по выставке, мы словно попадаем из уютного дома Марфы прямиком в графично-изящный Париж. «Это знаковый для меня город, – комментирует Константин. – Впервые оказавшись здесь в 2009 году, я оказался на выставке Кандинского – художника, благодаря которому я понял, что хочу писать картины. Это случилось, когда за несколько лет до поездки я случайно увидел в одном из журналов картину «Казаки» Кандинского».

Зима в деревне. 2020. Холст, масло. 60х60 см.

После Парижа мы отправляемся любоваться природой живописного Алтая, искусно изображённой бархатистой пастелью в технике алла прима, т. е. сразу,за один сеанс. Затем наслаждаемся цветами, фруктами и ангелами райского сада. «Я могу писать работу семнадцать часов, но не буду откладывать завершение картины на потом, – делится автор. – Для меня процесс написания – это промысел Божий. Он подобен искре – если она появилась, то не должна успеть погаснуть». 

Константин называет себя художником, «которому не всё равно». Именно поэтому если он пишет картину, то выбирает для неё качественные материалы, не жалея времени на их поиск. Если организует собственную выставку, то не просто развешивает работы по стенам, а создаёт сказку-путешествие, учитывая нюансы музейного освещения. Кстати, Новосибирский художественный музей Константин Прусов называет своим главным наставником, научившим замечать тонкости живописи и ценить настоящее искусство.

Хлеб к Тайной вечере. 2012. Холст, масло. 100х80 см.

 

Саша Зайцева, арт-деятель, искусствовед, писатель:
Первая персональная выставка Константина Прусова на серьёзной площадке – летняя, лёгкая и незамысловатая. В его работах чувствуется влияние Марка Шагала, но при этом ощущается желание нащупать и свой собственный почерк. Даже в смысле метафорики выставка «Вслед за Марфой» – этакая шагаловская история, рассказанная на сибирский лад. Многоцветье, женские образы, символы русской деревни и храмов, текучая пластика мазков – всё витальное, поющее, яркое. Может быть, порой даже слишком яркое, подобно тому, как бывает нестерпимо разомкнуть глаза и посмотреть на цветущую клумбу в часы тяжёлой жары.
Тем не менее, автору удаётся сохранять хрупкое чувство баланса – помогает и гармоничная архитектура самой выставки, и несколько весьма изящных графических листов, которые дают возможность отдохнуть взгляду.
Безусловно, находиться в пространстве этих работ, плыть по цветам и пластике Константина Прусова – радость. Особенно если удаётся поймать волну состояния художника. Волну любования жизнью, летом, женской красотой, яркими оттенками под палящим солнцем… И сама тема цветущего сада восходит к тем же архетипам, где и «наша советская дача», и вечный сад мироздания. Как у Ольги Седаковой:

Неужели, Мария, только рамы скрипят,
только стёкла болят и трепещут?
Если это не сад —
разреши мне назад,
в тишину, где задуманы вещи.

Вещи, задуманные и воплощенные кистью Константина Прусова, запомнятся своим ликованием красок и бегущих, текущих пятен, словно его холсты заливает солнце сквозь деревья. И, конечно, это лето будет отмечено выставкой «Вслед за Марфой» — для всех, кто подарит себе удовольствие её увидеть.   


Маргарита Волкова, режиссёр, актриса, сценарист:
В 2016 году я работала над своим первым фильмом «Вера», и наш кинооператор Александр Сосновский порекомендовал в качестве художника, который поможет оформить локации для съёмок, Константина Прусова.
Костя, несмотря на молодость, действительно оказался профессионалом, к тому же очаровал меня своей отзывчивостью, искренностью и внимательностью. Это глубокий и надёжный человек, который максимально включается в работу. За три дня он видоизменил заброшенный дебаркадер, где были запланированы съёмки фильма. Так Костя стал нашим ангелом-хранителем.
В благодарность мы потом для него сняли два арт-ролика. Затем была совместная выставка. Помню, на его картинах я будто видела один и тот же портрет… Нежные краски, лёгкость, жизнерадостность… Потом я уехала учиться в Москву, и наше общение прекратилось, но в душе осталось тепло, подаренное очаровательным, романтичным, словно  бы средиземноморским художником.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев