«Культурный и ценностный аспекты должны проходить лейтмотивом через всю деятельность педагога – его образы, мысли, поведение, – считает Елена Решетникова. И это не просто красивые слова, а эффективный метод обучения и воспитания в одной из лучших частных школ Новосибирска. А в этом году Елена Владимировна в инновационном центре «Сколково» достойно защитила перед мировыми экспертами педагогическую технологию Culture-based learning – «Развитие через культуру».
ЕЛЕНА РЕШЕТНИКОВА: Сегодня образование перестало удовлетворять потребностям экономики, общества и самих детей – они стали другими, а методы остались прежние. Мы стоим на пороге новой промышленной революции, а в образовании исходим из педагогических идей прошлого тысячелетия. Родители наших учеников – предприниматели, и задача школы – воспитать и образовать благородного человека с культурной идентичностью и инновационным мышлением – культурного предпринимателя. В каждой школе своя модель образования. В нашей это, в первую очередь, развитие креативности, культуры и предпринимательского мышления.
Развитие мышления ребёнка – приоритетное направление среди лидеров в образовании. Типы мышления бывают разными, для нас один из наиболее важных – поколенческое мышление. Это умение мыслить поколениями: видеть свою ответственность в передаче культуры и ценностей от предков к потомкам. Об этом мы говорим с детьми на занятиях по родословной, где развиваем социальную ответственность, начиная с семьи.
Мы в школе придерживаемся гуманно-личностного подхода, то есть относимся к каждому ребёнку как к личности, развиваем его субъектность – самостоятельность, деятельность и ответственность за свои действия.
Проблема современного образования – авторитарный подход в обучении и воспитании, вызывающий у детей и подростков много раздражения, недовольств, тревоги, страха, упрёков, скуки и недоверия. Всё это, к сожалению, подменяет естественные мотивы познания: ученики учатся не по желанию, не с радостью, не с увлечением, а в силу принуждения. Насилию взрослых дети подвергаются не только в школах и детских садах, но и в семье.
«Скульптура уже находится в глыбе мрамора, нужно лишь убрать лишнее», – говорил Микеланджело Буонарроти, Так и мы, педагоги, должны отнестись к ребёнку как к человеку с посланными в эту жизнь дарами, которые развивают прежде всего семья и школа.
Есть мнение, что внедрение уроков духовно-нравственного воспитания решит накопившиеся проблемы в образовании… В любом случае, это уже какой-то шаг. Согласно теории трансформации его можно назвать «заплаточным методом». Но если мы хотим действительно трансформировать образование, то развитие культуры и традиционных семейных ценностей должны лежать в основе школьной системы. Возрождение не случится за один час в неделю урока «Разговоры о важном». Для достижения результатов мы работаем в сотворчестве с родителями, детьми, педагогами и делаем это регулярно. И начинать нужно со своего мышления и мировоззрения!
Огромное влияние на развитие личности человека оказывает культура. С одной стороны, она формирует тот или иной тип личности, усиливает разумность, креативность, духовность. С другой стороны, личность воссоздаёт, изменяет, открывает новое в культуре и придаёт ей динамику. Так культура движет эволюцией человека.
Весь мир сейчас говорит о тренде – развивать человеческое в человеке. Я считаю, что это уже заложено в нашем культурном коде. Знакомство с традициями, культурными ценностями, жизнью великих людей является острой необходимостью в наше время.
Недавно наш ученик 4-го класса вернулся из Тюмени, где занял призовое место в инженерном направлении в конкурсе из 1000 участников! Что же было важно нам, педагогам, три года назад, когда этот ученик перешёл из другой школы? Прекратить войну в его голове и настроить на мир с собой, с одноклассниками, с окружающим миром. И вот недавно, разбирая на уроке тему «Благородный человек», он говорит мне: «Благородный человек – это тот, у которого ум направлен на создание полезного и важного для человечества, а не на разрушение мира». Советский филолог и культуролог Д. С. Лихачев в своё время называл эту мысль умственной порядочностью, свойственной настоящему интеллигенту!
Изменения в современном обществе требуют от школы перемен, взгляда в будущее и опоры не только на знания и навыки (практику), но и на личность человека (его субъектность) и метапознание. Учащемуся нужно анализировать, зачем и как именно он учится, что ему мешает, а что помогает, и искать учебные стратегии, которые лучше всего подойдут именно ему.
Недавно я попросила своих учеников ответить на вопрос: «Зачем я родился?» Меня приятно удивили их искренние ответы: «узнавать новое», «нести добро», «оставить что-нибудь после себя», «сделать мир лучше», «придумать что-то новое», «продолжать свой род», «сделать так, чтобы потомки мной гордились». Я пообещала ребятам поместить их ответы в рамочку, выразив уверенность в том, что пройдут десятилетия, и они выполнят всё то, о чём сказали. Вера в детей – это и есть секрет воспитания и образования.
1 / 25
Частная образовательная школа «София» решила возродить День благодарения Сибири — праздник, широко отмечавшийся в Российской империи, но забытый после Гражданской войны.
11 / 24
Сложно переоценить роль воспитания и обучения в детском саду и начальной школе, где должно уделяться особое внимание психологическому и эмоциональному комфорту детей.
11 / 24
Частная школа и детский сад «Наследие» получили премию «Лидеры сегодня–2024» за создание инновационной педагогической технологии Culture-based learning («Развитие через культуру»).
11 / 24
Елена Евгеньевна Показаньева – яркий представитель классической академической музыкальной школы Новосибирска. Более 20 лет она работает с детскими и взрослыми коллективами ДШИ № 23, открывая новые таланты в хоровом искусстве России.
6 / 24
С какими потерями мы вышли из болонской модели и почему живое слово сильнее тестов?
5 / 24
Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы.