«Наследие»: через традиции и культуру к познанию себя и мира

7 / 24     RU
«Наследие»: через традиции и культуру к познанию себя и мира
Елена Решетникова руководитель частной школы и детского сада «Наследие»

«Культурный и ценностный аспекты должны проходить лейтмотивом через всю деятельность педагога – его образы, мысли, поведение, – считает Елена Решетникова. И это не просто красивые слова, а эффективный метод обучения и воспитания в одной из лучших частных школ Новосибирска. А в этом году Елена Владимировна в инновационном центре «Сколково» достойно защитила перед мировыми экспертами педагогическую технологию Culture-based learning – «Развитие через культуру».

ЕЛЕНА РЕШЕТНИКОВА: Сегодня образование перестало удовлетворять потребностям экономики, общества и самих детей – они стали другими, а методы остались прежние. Мы стоим на пороге новой промышленной революции, а в образовании исходим из педагогических идей прошлого тысячелетия. Родители наших учеников – предприниматели, и задача школы – воспитать и образовать благородного человека с культурной идентичностью и инновационным мышлением – культурного предпринимателя. В каждой школе своя модель образования. В нашей это, в первую очередь, развитие креативности, культуры и предпринимательского мышления.

Задача школы – воспитание культурного человека,
который способен рефлексировать над собственными действиями и опытом предков

Развитие мышления ребёнка – приоритетное направление среди лидеров в образовании. Типы мышления бывают разными, для нас один из наиболее важных – поколенческое мышление. Это умение мыслить поколениями: видеть свою ответственность в передаче культуры и ценностей от предков к потомкам. Об этом мы говорим с детьми на занятиях по родословной, где развиваем социальную ответственность, начиная с семьи.

Мы в школе придерживаемся гуманно-личностного подхода, то есть относимся к каждому ребёнку как к личности, развиваем его субъектность – самостоятельность, деятельность и ответственность за свои действия.

Проблема современного образования – авторитарный подход в обучении и воспитании, вызывающий у детей и подростков много раздражения, недовольств, тревоги, страха, упрёков, скуки и недоверия. Всё это, к сожалению, подменяет естественные мотивы познания: ученики учатся не по желанию, не с радостью, не с увлечением, а в силу принуждения. Насилию взрослых дети подвергаются не только в школах и детских садах, но и в семье.

«Скульптура уже находится в глыбе мрамора, нужно лишь убрать лишнее», – говорил Микеланджело Буонарроти, Так и мы, педагоги, должны отнестись к ребёнку как к человеку с посланными в эту жизнь дарами, которые развивают прежде всего семья и школа.

Есть мнение, что внедрение уроков духовно-нравственного воспитания решит накопившиеся проблемы в образовании… В любом случае, это уже какой-то шаг. Согласно теории трансформации его можно назвать «заплаточным методом». Но если мы хотим действительно трансформировать образование, то развитие культуры и традиционных семейных ценностей должны лежать в основе школьной системы. Возрождение не случится за один час в неделю урока «Разговоры о важном». Для достижения результатов мы работаем в сотворчестве с родителями, детьми, педагогами и делаем это регулярно. И начинать нужно со своего мышления и мировоззрения!

Огромное влияние на развитие личности человека оказывает культура. С одной стороны, она формирует тот или иной тип личности, усиливает разумность, креативность, духовность. С другой стороны, личность воссоздаёт, изменяет, открывает новое в культуре и придаёт ей динамику. Так культура движет эволюцией человека.

Весь мир сейчас говорит о тренде – развивать человеческое в человеке. Я  считаю, что это уже заложено в нашем культурном коде. Знакомство с традициями, культурными ценностями, жизнью великих людей является острой необходимостью в наше время.

Недавно наш ученик 4-го класса вернулся из Тюмени, где занял призовое место в инженерном направлении в конкурсе из 1000 участников! Что же было важно нам, педагогам, три года назад, когда этот ученик перешёл из другой школы? Прекратить войну в его голове и настроить на мир с собой, с одноклассниками, с окружающим миром. И вот недавно, разбирая на уроке тему «Благородный человек», он говорит мне: «Благородный человек – это тот, у которого ум направлен на создание полезного и важного для человечества, а не на разрушение мира». Советский филолог и культуролог Д. С. Лихачев в своё время называл эту мысль умственной порядочностью, свойственной настоящему интеллигенту!

Недавно наш ученик 4-го класса вернулся из Тюмени,
где занял призовое место в инженерном направлении
в конкурсе из 1000 участников!

Изменения в современном обществе требуют от школы перемен, взгляда в будущее и опоры не только на знания и навыки (практику), но и на личность человека (его субъектность) и метапознание. Учащемуся нужно анализировать, зачем и как именно он учится, что ему мешает, а что помогает, и искать учебные стратегии, которые лучше всего подойдут именно ему.

Недавно я попросила своих учеников ответить на вопрос: «Зачем я родился?» Меня приятно удивили их искренние ответы: «узнавать новое», «нести добро», «оставить что-нибудь после себя», «сделать мир лучше», «придумать что-то новое», «продолжать свой род», «сделать так, чтобы потомки мной гордились». Я пообещала ребятам поместить их ответы в рамочку, выразив уверенность в том, что пройдут десятилетия, и они выполнят всё то, о чём сказали. Вера в детей – это и есть секрет воспитания и образования.

Частная школа и детский сад «Наследие»

Текст: Анастасия Михайлова
От клипового мышления к сценарному

От клипового мышления к сценарному

6 / 24

С какими потерями мы вышли из болонской модели и почему живое слово сильнее тестов?

Образование во имя служения

Образование во имя служения

5 / 24

Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы.

Достойное образование среди великих

Достойное образование среди великих

4 / 24

Где найти надёжную опору в воспитании детей? 

ЧОУ «София»: на языке взаимопонимания

ЧОУ «София»: на языке взаимопонимания

4 / 24

О том, как работает ЧОУ «София», рассказывают его креативные преподаватели, умеющие влюблять в английский язык любого ребёнка.

ЭЛИТ: пространство счастливого образования

ЭЛИТ: пространство счастливого образования

11 / 23

Качественное интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие детей, талантливые воспитатели и педагоги, комфорт и забота – всё это составляет основу образовательного пространства «ЭЛИТ».

Лагерь – наша большая семья?..

Лагерь – наша большая семья?..

11 / 23

Про культуру лагеря и воспитание психологически здорового ребёнка в коллективе. 

1247//1249