Социальные объекты на территориях комплексного развития будут появляться вместе с новыми жилыми высотками. Алексей Колмаков рассказал в интервью Leaders Today о том, как меняются подходы к строительству жилья, поделился планами по открытию в Бердске реабилитационного центра федерального уровня, а также поздравил участников строительной отрасли с их профессиональным праздником.
LT: Алексей Викторович, в прошлом году в сфере жилищного строительства региона был поставлен абсолютный рекорд — в эксплуатацию введено более 3 млн м2 жилья. А с начала этого года построено уже почти 1,5 млн м2. С чем связана такая динамика, учитывая, что строители постоянно сталкиваются с проблемой удорожания строительных материалов, повышением банковской ставки, нехваткой квалифицированных кадров и рабочих?
АЛЕКСЕЙ КОЛМАКОВ: Этому есть несколько причин: первая – постоянный высокий спрос на жильё в нашем регионе, вторая – наличие собственной самодостаточной базы по основным строительным материалам, ну, а третья – наличие по-сибирски крепких строительных организаций. Благодаря мерам, принятым правительством Российской Федерации, в Новосибирской области открыты и благополучно ведут свою деятельность предприятия по производству песка, щебня, цемента, металлопроката и многих других востребованных на стройке материалов. Разве что стекло приходится закупать в других регионах, но это и неплохо, поскольку приобретаем у отечественных же заводов. То же самое пока и по минеральной вате, но в обозримом будущем планируется запуск предприятия по её производству в НСО.
Иногда меня спрашивают: если производим у себя, то почему растут цены на товар? Так они не могут оставаться на одном уровне, учитывая постоянное удорожание запасных частей и топлива, рост заработной платы специалистов, занятых в строительстве и производстве. Не понаслышке знаю, как предприятия переманивают друг у друга кадры, кратно повышая оплату труда по некоторым специальностям. В связи с этим не премину напомнить молодёжи о правильном выборе будущей профессии. Большие перспективы, я считаю, даёт сектор реальной экономики, развитие которого всегда будет приоритетной задачей и условием сохранения нашего государства.
Получается, что жилья мы строим много, а объектов социального назначения недостаточно, раз есть школы, в которых дети учатся в две, а то и в три смены. Как в целом вы видите развитие социальной инфраструктуры в НСО, что требуется сегодня в первую очередь?
В прошлом году мы побили рекорд не только по вводимому жилью, но и по социальным объектам, которых по области было построено 80 (в эту цифру вошли и детские сады, и школы, и поликлиники, и социальные жилые дома). К слову, по поликлиникам потребность практически полностью закрыта: там, где была острая необходимость, например, в Краснообске, Криводановке и в микрорайоне МЖК – мы построили. Сейчас в «красной зоне» у нас только школы, и то локально, в новых развивающихся районах: МЖК, Родники, Просторный, Чистая Слобода, посёлок Садовый. Вообще, если исходить из темпов прироста жилья, то ежегодно мы должны сдавать 13 школ, в бюджете же можем предусмотреть средства на четыре-пять объектов. Нужно понимать, что количество построенных квартир не равно количеству реально живущих в них людей, ведь многие приобретают недвижимость в качестве инвестиционного вложения. Поэтому я считаю, что нужно учитывать реальную ситуацию, а она такова, что региону в целом не хватает порядка 10-12 школ, чтобы полностью закрыть существующую потребность.
Думаю, в ближайшее время мы этот вопрос решим, и, вполне возможно, в порядке государственно-частного партнёрства, но на ином уровне, чем это было раньше. Сейчас застройщики прекрасно понимают, что если они хотят продать квартиры в своих новых ЖК, то эти объекты должны быть обеспечены социальной инфраструктурой. Люди сегодня хотят иметь в шаговой доступности школы, детские сады, поликлиники и магазины, поэтому голосуют рублём в пользу жилищных комплексов, где всё это предусмотрено и реализовано. Поэтому всё чаще строительные компании за свой счёт возводят детский сад или школу, передавая их потом городу. Дабы усилить этот тренд, в Министерстве строительства прорабатывается вопрос о том, чтобы строители при проектировании очередного жилмассива в обязательном порядке предусматривали места под соцобъекты, в соответствии с генеральным планом Новосибирска. В таком случае они могли бы строить с опережением и сдавать новые дома уже при действующих школах и детских садах. Конечно, не без поддержки государства. Сейчас отрабатывается схема взаимодействия.
Кстати, благодаря мерам господдержки удалось существенно сократить количество проблемных строек. Но насколько сегодня защищены дольщики от обмана со стороны строительных компаний?
Действительно, прошедшие два года стали прорывом в решении вопроса обманутых дольщиков региона. Количество долгостроев сократилось более чем в 15 раз. Сегодня остаётся шесть жилых домов, включённых в единый реестр проблемных объектов; по каждому дому разработан алгоритм выхода из кризисной ситуации. Благодаря взаимодействию Правительства Новосибирской области с ППК «Фонд развития территорий» уже более двух тысяч дольщиков нашего региона получили компенсации за своё непостроенное жильё. На эти цели из федерального и областного бюджетов направлено более 9 млрд рублей.
Что касается безопасности современных дольщиков, то их права, как и жизнеспособность строительных объектов, в полной мере защищает система банковского сопровождения (так называемых эскроу-счетов). Поначалу застройщики её критиковали, но, начав пользоваться, осознали, насколько это удобный инструмент, обеспечивающий финансами весь цикл строительства. Причём если застройщик креативит на рекламе ЖК и удачно продаёт свои квартиры, то банк ещё и снижает ставку — вплоть до минимальной.
Какие знаковые строящиеся объекты у вас сейчас на особом контроле?
Конечно, это и СКИФ в Кольцово, и строительство Детского реабилитационного центра федерального уровня в Бердском заливе, и возведение кампуса НГУ…
А как, кстати, вы относитесь к критике архитектурной составляющей этого проекта?
Критиковать архитектуру можно бесконечно, ведь у каждого человека свои представления о прекрасном. Моё мнение: всё сделано хорошо и добротно, и что важно понимать – первая очередь кампуса НГУ реализуется на частные благотворительные средства. При этом объём строительства охватывает не только новый учебный корпус, но и досуговый центр физико-математической школы НГУ (СУНЦ НГУ), а также комплекс общежитий НГУ на 690 мест. К слову, когда произошло удорожание стройматериалов, инициатор строительства без лишних слов компенсировал его за свой счёт. По-моему, это достойный пример патриотизма и любви к своему городу, университету.
Также к знаковым проектам для Новосибирской области я бы отнёс и строительство реабилитационного центра в Бердске для участников СВО. По распоряжению президента В. В. Путина в рамках федеральной программы в стране планируется строительство трёх таких центров. Я надеюсь, что один из них будет у нас — для этого Правительством региона подготовлены все документы, чтобы попасть в программу. Сейчас ведётся проектирование объекта.
В этом году Региональный деловой клуб строителей отметил 20-летие. Какова, на ваш взгляд, роль клуба и его членов в развитии строительной отрасли региона? Какие слова поддержки и пожелания вы хотели бы сказать коллегам накануне профессионального праздника?
РДКС – уникальная площадка, объединившая руководителей крупнейших строительных организаций региона и первых лиц правительства области. Его основатель и председатель Майис Пирвердиевич Мамедов – фигура в строительном сообществе глубоко уважаемая за верность профессии и высокие морально-нравственные принципы. Отмечу, что далеко не каждый крупный город России может похвастать таким солидным союзом, в котором наиболее важные для жизни региона вопросы решаются на уровне первых руководителей. А задачи возникают самые разные – и непосредственно по строительным вопросам, и по улучшению нашей области. Сейчас, например, участники клуба оказывают огромную помощь фронту, ремонтируют здания военной инфраструктуры на территории как военного городка, так и военного училища или воинских частей. Решаются вопросы быстро: обсудили и сделали! И так по каждому вопросу, потому что члены клуба – не конкуренты, а друзья и соратники. Эта организация – необходимое звено, связующее реальный сектор экономики и власть.