Филателия как средство продвижения художника

8 / 24     RU
Филателия как средство продвижения художника
Александр Воронин член Лондонского королевского филателистического общества (2010-е гг.)

Популяризация творчества художника — не менее важная и сложная задача, чем создание самих произведений. О том, как произведения, созданные в уникальной авторской манере, популяризовать с помощью филателии, рассказал коллекционер, доктор экономических наук Александр Юрьевич Воронин.

Достижению поставленной цели способствует организация мероприятий, которые в принципе хорошо известны. В первую очередь важно мнение специалистов: критические статьи ведущих искусствоведов по творческому направлению художника, опубликованные в серьёзных печатных изданиях, научных журналах, каталогах, крупнотиражных периодических изданиях. Прекрасной площадкой для привлечения внимания к имени художника являются аукционные дома, самостоятельно осуществляющие отбор произведений и устанавливающие ценовые границы – нижний и верхний эстимейты для выставленных на торги работ. Кроме того, необходимо проведение выставок в мастерской самого художника, в галерейных пространствах и, наконец, на музейных площадках. 

Новые возможности и механизмы популяризации художника появились с развитием интернета и цифровых технологий. Информация об авторе легко находится либо на его личной странице, либо на сайтах галереи, музея, аукционного дома, в которых он выставлялся, а также в опубликованных о нём материалах искусствоведов. Всё это, безусловно, играет на повышение узнаваемости художника и его творческого наследия.

Есть ещё один канал популяризации творчества художника – это возможности, связанные с филателией, возникшей как новая область коллекционирования после введения в обращение почтовых марок в 1840 году. К объектам филателии относят знаки почтовой оплаты и сопутствующие почтовые документы и материалы: почтовые марки, художественные маркированные конверты с иллюстрацией на адресной стороне, открытки, карточки и почтовые штемпели специального гашения. С появлением почтовых марок возникла необходимость в специальных изданиях, в которых бы систематизировались, а также выстраивались в определенной последовательности все выпускаемые в мире почтовые знаки. Сегодня наибольшее признание имеют каталоги «Михель» (нем. Michel), «Ивер и Телье» (фр. Yvert et Tellier), «Стэнли Гиббонс» (англ. Stanley Gibbons) и «Скотт» (англ. Scott). Помимо каталогов практически с первых дней возникновения знаков почтовой оплаты появились и многочисленные журналы для коллекционеров.

«Филателия» № 4 (562). М. Издатцентр «Марка», 2013 год, тираж журнала – 2000 экз.Филателистическая литература (каталоги, журналы и т. д.) издавалась в Российской империи, в СССР и продолжает издаваться в современной России. Первый «Карманный альбом марок» был издан в 1866 г., первый филателистический журнал «Марки» – в 1896 г., а «Первый русский описательный и иллюстрированный каталог почтовых марок с 200 рисунками» появился в 1901 г. Советские каталоги почтовых марок выходили с 1923 вплоть до 1992 года; в промежутках между переизданиями (раз в 10-15 лет) ежегодно публиковались дополнительные выпуски с описанием марок и блоков СССР, выпущенных в предыдущем году. С 1963 года в Москве издавался ежегодник «Советский коллекционер», с 1966 года — ежемесячный журнал «Филателия СССР» (с 1991 года выходит под названием «Филателия»). В постсоветское время каталоги почтовых марок Российской империи, РСФСР, СССР и современной России выпускаются под редакциями В. Ю. Соловьёва, В. Б. Загорского (издательство «Стандарт-коллекция»), а также АО «Марка» (ранее ФГУП «Издатцентр «Марка»). Причём перечень продукции, скажем, издательства «Стандарт-коллекция» и АО «Марка» в систематизированном виде представлен на сайте компании, что облегчает поиск интересующей информации.

Лавинообразный рост почтовых марок и иной филателистической продукции, наступивший во второй половине ХIХ века и продолжившийся в ХХ веке, привёл к тому, что стало физически невозможно собрать весь вышедший с 1840 года филателистический материал, а значит, коллекция никогда не будет полной. Выход из этой ситуации был найден: необходимо каким-то образом ограничить область коллекционирования. Например, географически – по странам, или тематически, собирая знаки почтовой оплаты, посвящённые флоре, фауне, спорту или искусству.

Искусство на почтовых марках – название одной из областей тематического коллекционирования знаков почтовой оплаты, связанных с искусством: живописью, графикой, скульптурой, музеями или иными учреждениями культуры, событиями, сопряжёнными с культурой и искусством. В 2023 году АО «Марка» выпустило каталог-справочник «Живопись и графика на государственных знаках почтовой оплаты России ХХ и ХХI веков», который содержит изображения и описания более 4 000 почтовых марок 1901–2021 гг. Автор издания – В. В. Пронин, более 20 лет посвятивший коллекционированию и изучению марок по теме «Искусство». Учитывая постоянный интерес филателистов к этой тематике, почтовые ведомства большинства стран ежегодно посвящают искусству свои почтовые эмиссии, которые фиксируются в соответствующей филателистической литературе.

Согласно правилам Всемирного почтового союза (ВПС), основанного в 1874 году и объединяющего практически все страны мира, включая Россию, количество филателистической продукции, которое может быть выпущено страной-членом за год, регулируется. Каждой стране рекомендуется выпускать не более 50 различных почтовых марок в год. Что же касается количества выпускаемых почтовых карточек, то хотя точная цифра не указывается так же чётко, как для почтовых марок, странам рекомендуется соблюдать умеренность в эмиссии. Делается это для предотвращения избыточных выпусков и поддержания качества и значимости филателии в мире.

Другим важнейшим требованием ВПС является тематика эмиссии – почтовые марки и карточки должны быть посвящены событиям и темам национального или международного значения, важнейшим культурным, историческим, научным или спортивным мероприятиям или памятным датам. Темы и события, представленные на почтовых марках и карточках, помогают увековечить эти моменты истории и культуры инструментами филателии.

Исходя из двух вышеприведенных требований ВПС ясно, что попасть в эмиссионную программу почтового ведомства, в том числе в России, не так просто. Одно дело, если речь идет о классиках искусства или так называемой хрестоматийной живописи, и другое, если мы говорим о современниках. Тем не менее, решение существует, и его можно проиллюстрировать следующим образом.

 

Схема реализации требований ВПС к количеству выпускаемой филателистической продукцииНа схеме во всех сегментах треугольника (I, II и III) представлены события, объекты или персоны, которые в силу исторической значимости имеют международное или национальное значение. В среднем сегменте (II) находятся те из них, на которые в том или ином году приходятся так называемые круглые или юбилейные даты. В зависимости от того, что́ это за мероприятие или событие, эти даты, как правило, кратны 100, 50, 25 или 10 годам. В сегменте (I) представлены события, объекты или персоны, нашедшие отражение на марках, конвертах или почтовых карточках в текущем году. Если на текущий год не приходится юбилейная дата события (А) из сегмента (III), то сколь бы значимым оно ни было, на знаки почтовой оплаты (А) не попадет. А вот в сочетании с событием (В) из сегмента (II) сможет. Так работает связка художник – музей: персональная выставка художника (В) в музее (А), если речь о юбилейной дате известного художника, или юбилее музея (В), в котором проводится выставка работ известного художника (А), который в текущем году юбиляром не является. Художник и музей – это два разных информационных повода, необходимым и достаточным условием для почтовой эмиссии является юбилейная дата одного из них, и в этом –решение вопроса.

Например, в 2023 году Почта России выпустила почтовые блоки «Российская академия художеств. 175 лет со дня рождения В. И. Сурикова (1848 – 1916), художника», «Российская академия художеств. 150 лет со дня рождения С. Ю. Жуковского (1873 – 1944), художника», «Российская академия художеств. 175 лет со дня рождения В. М. Васнецова (1848 – 1926), художника, архитектора», а также марки «К 200-летию Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова. Произведения классиков Строгановской школы. Л. Н. Кекушев (ок.1862– ок.1917), Н. А. Андреев (1873–1932), Н. В. Глоба (1859–1941), З. Н. Быков (1898–1988)». В 2023 году выпустить почтовую марку или блок, посвященные Российской академии художеств как отдельному событию, было бы невозможно (250-летие академии отмечалось в 2007 году), а вот в сочетании с 175-летием со дня рождения В. И. Сурикова или 150-летием С. Ю. Жуковского удалось. Или зеркальная ситуация: неюбилейные классики Строгановской школы запечатлены на марках Почты России благодаря 200-летию Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова.

Итак, о какой же филателистической продукции и процедурах идёт речь, когда мы говорим о возможностях филателии как средстве продвижения художника? Учитывая, что ежегодно выпускается лишь около 50 марок, попасть в этот проспект эмиссии практически нереально. Но наряду с почтовыми марками к знакам почтовой оплаты относятся немаркированные или маркированные литерой «В» почтовые карточки и конверты. Размер их эмиссии не регламентируется так же жёстко, как выпуск почтовых марок, а результат (увековечить событие) абсолютно аналогичен почтовой марке.

Художественная немаркированная карточка – это карточка, на которую перед тем, как отправить по почте, следует наклеить соответствующую тарифу за услугу (доставку) почтовую марку.
Почтовые карточки с литерой «В», так называемые безноминальные марки, доставляются адресату без дополнительной оплаты почтового тарифа.
На основе немаркированных карточек изготавливают партмаксимумы — немаркированные карточки с наклеенной на лицевую сторону почтовой маркой, погашенной специальным почтовым штемпелем первого дня в день выхода марки в почтовое обращение. Почтовые карточки с литерой «В» также гасятся специальным почтовым штемпелем.

Специальный почтовый штемпель – памятный штемпель для специального гашения. Такие штемпели отличаются от обычного календарного штемпеля тем, что в его тексте указывается название события или памятной даты, к которой он приурочен, и отсутствием у него встроенного нумератора для ежедневной смены даты гашения. По истечении срока гашения спецштемпель изымается из обращения. Помимо рисунка и текста, связанных с событием, на спецштемпеле как правило указаны почтовое отделение (почтамт), где произведено гашение, и дата.

И открытки (немаркированной карточки или с карточки с литерой «В»), и почтовые штемпели наряду с марками приобретают идентификационные номера и попадают в филателистические каталоги. В России выпуски каталогов государственных знаков почтовой оплаты ежегодно готовит АО «Марка», при этом присвоенный номер навеки закрепляется за тем или иным предметом, переходя из каталога в каталог, которые существуют не только в бумажном, но и в электронном виде. Целевая аудитория этих изданий – не только коллекционеры-филателисты и специалисты, но и любители истории и искусства в целом. А значит, эффект от проведённого мероприятия благодаря возможностям филателии существенно увеличивается.

Проиллюстрируем возможности продвижения художника с помощью инструментов филателии на примере взаимодействия Почты России и Фонда современного русского искусства (Цюрих).

Гашения в Москве и в Рязани, с. 2 (внутренняя страница обложки) журнала «Филателия» № 4 (562)В 2013 году Рязанскому государственному областному художественному музею им. И. П. Пожалостина исполнилось 100 лет. В честь векового юбилея государственного областного художественного музея им. И. П. Пожалостина Издатцентр «Марка» Почты России подготовил одностороннюю маркированную карточку с литерой «В» тиражом 5 000 экземпляров, а также два штемпеля спецгашений: переводной – для Рязани и с фиксированной датой – для Москвы. Второе из названных спецгашений было посвящено организованной в рязанском музее выставке картин наивной художницы Люси Вороновой. Её работа воспроизведена на иллюстрации немаркированной карточки. Инициатором этих выпусков стал Фонд современного русского искусства (Цюрих), что в Москве и Рязани было дополнительно отмечено оттисками сувенирного штемпеля и логотипом фонда на карточках. Московская церемония гашения состоялась 25 января 2013 года в Галерее современного искусства фарфора Императорского фарфорового завода, торжественная церемония гашения литерной почтовой карточки была проведена 26 января в Рязанском государственном областном художественном музее им. И. П. Пожалостина. А уже через три месяца эти события нашли отражения в журнале «Филателия» с указанием информации о событии, месте гашения и присутствовавших на торжественной церемонии.

Так работает ряд «событие – фиксация на знаках почтовой оплаты – отражение в филателистической литературе». В соответствии с правилами, установленными ВПС, почтовая продукция должна соответствовать международным стандартам как с точки зрения значимости тематик, так и качества продукции, не забывая при этом о высоких требованиях её дизайну. Надо сказать, что Почта России и АО «Марка» всегда придавали этим вопросам исключительно важное значение, будь то марки, карточки или специальные почтовые штемпели. При подготовке продукции рассматривается несколько рабочих вариантов стилистического решения, в том числе предложенных партнером. К 100-летию Рязанского музея Издатцентром «Марка» Фонду современного русского искусства (Цюрих) были направлены два варианта литерной почтовой карточки. В процессе обсуждения с фондом было принято решение для карточки с литерой «В» остановиться на варианте с изображением здания музея, а второй вариант в практически неизменном виде использовать для выпуска немаркированной почтовой карточки.

Немаркированная карточка «К 100-летию Рязанского государственного областного художественного музея им. И. П. Пожалостина. Выставка Ростислава Вовкушевского»В 2013 году с 16 февраля по 10 марта Фонд современного русского искусства (Цюрих) организовал в Рязанском музее ещё один выставочный проект: «Ростислав Вовкушевский (1917 – 2000). Ленинградский парижанин. Живопись», а Почта России выпустила к этому событию немаркированную карточку с работой Р. Вовкушевского и указанием на 100-летие музея и персональную выставку художника, а также штемпель для спецгашения на Главпочтамте Санкт-Петербурга 1 марта 2013 года.

В 2013 году исполнилось 90 лет со дня рождения Арона Буха (1923–2006) — выдающегося экспрессиониста в русском послевоенном искусстве, яркого самобытного художника, высоко ценимого коллекционерами и музеями. К этой дате Московским музеем современного искусства был реализован проект «Арон Бух. К 90-летию мастера», а Почтой России совместно с Фондом современного русского искусства (Цюрих)Немаркированная почтовая карточка «Выставка в Московском музее современного искусства «Арон Бух. К 90-летию мастера» выпущены немаркированная карточка тиражом 1000 экз. с изображением работы художника «Арбузы» и штемпель спецгашения с фиксированной датой 18.04.2013.

В 2013 году в России, Беларуси и на Украине широко отмечалась юбилейная дата – 1025-летие Крещения Руси, одного из важнейших культурных событий, которое дало начало христианской истории России. Фонд современного русского искусства (Цюрих) инициировал к этой дате немаркированную почтовую карточку с изображением фрагмента работы «Св. Владимир и Св. Ольга» художника Георгия Шишкина. Церемония гашения проводилась специальным почтовым штемпелем Почты России 28 июля, в день Крещения Руси.

Немаркированная почтовая карточка «Выставка «В начале было Слово…» в Музее русской иконы с фрагментом картины Г. Шишкина «Св. Кирилл и Св. Мефодий»28 мая 2013 года в Музее русской иконы в Москве в рамках торжественного празднования Дней славянской письменности и культуры состоялось открытие выставки «В начале было Слово…». В рамках церемонии прошло памятное гашение почтового блока «1150 лет миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в славянские страны» с изображением работы в жанре почтовой миниатюры художника Георгия Шишкина, одного из лучших портретистов Европы, автора картин цикла «Русские сны» (с 1992), триптиха  «Посвящение «Русскому балету» Дягилева» (1997), рисунков 27 почтовых выпусков Монако и Франции, а также нескольких блоков и почтовых марок России.  Почтой России совместно с Фондом современного русского искусства (Цюрих) к этому событию была выпущена немаркированная почтовая карточка «Выставка «В начале было слово…» в Музее русской иконы» с фрагментом картины Г. Шишкина «Св. Кирилл и Св. Мефодий». Церемония гашения проводилась специальным почтовым штемпелем Почты России «1150 лет миссии Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в славянские страны» 24 мая 2013 года. 

 

Окончание статьи – в следующем номере Leaders Today

Текст: Анастасия Михайлова
Ученик чародея

Ученик чародея

9 / 24

Один из лучших учеников Арнольда Михайловича Каца продолжает дело своего педагога, помогая талантливым музыкантам раскрывать свой уникальный стиль.

Исцеление живописью

Исцеление живописью

9 / 24

Своим творчеством художник напоминает людям, что никогда не надо отчаиваться.

Вадим Репин: «Новосибирск – наиважнейший, судьбоносный для меня город»

Вадим Репин: «Новосибирск – наиважнейший, судьбоносный для меня город»

9 / 24

О служении общему делу и академической музыке как об увлекательном путешествии.

Лилия Мусина: ищу в героях точки соприкосновения

Лилия Мусина: ищу в героях точки соприкосновения

9 / 24

Что такое выйти из зоны комфорта, Лилия Мусина знает на личном опыте: чтобы играть в театре «Старый дом» ей пришлось оторваться от семьи, сменить работу и место жительства. 

Личность – крупным планом

Личность – крупным планом

8 / 24

Как проходили съёмки документального фильма «Арнольд Михайлович Кац. Помним».

Король керамического искусства

Король керамического искусства

8 / 24

Главное в творчестве – это любовь к тому, что ты делаешь. 

1247//1250