Главное достижение дедушки – его слушатели

8 / 24    RU

Сентябрь в культурной жизни Новосибирска ознаменован прекрасным событием –100-летием со дня рождения выдающегося дирижёра и педагога России, создателя Новосибирского академического симфонического оркестра Арнольда Михайловича Каца. Отметить это событие в городе, ставшем для маэстро родным, прилетела из Дюссельдорфа его внучка – Елена Петрушанская.


Арнольд Михайлович Кац (1924 – 2007), 
советский и российский дирижёр, педагог. Народный артист СССР.
Родился в Баку, в 12 лет с семьёй переехал в Москву. Учился по классу скрипки в Центральной музыкальной школе. В 1941 году командирован на военный факультет Московской консерватории, где стал военным дирижёром. В 1945 году окончил Высшее училище военных капельмейстеров Красной Армии. После войны учился в Ленинградской консерватории как скрипач, а затем и как дирижёр (класс И. А. Мусина).
В 1951–1952 годах преподавал в Ленинградской консерватории. Работал в Орджоникидзе и Томске.
С 1956 года – основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра Новосибирской филармонии. За 50 лет работы с оркестром им сыграно более пяти тысяч концертов (в том числе во многих странах мира). На базе симфонического оркестра создал Концертный духовой оркестр и Ансамбль солистов «Новосибирская камерата».
В 1957–2004 годах преподавал в Новосибирской государственной консерватории, где возглавлял студенческий оркестр.
Похоронен в Дюссельдорфе.

LT: Елена, расскажите немного о себе. Ощущали ли вы в детстве влияние известности своего дедушки?

ЕЛЕНА ПЕТРУШАНСКАЯ: Будучи ребёнком, я не понимала, что означает известность. Для меня было абсолютно естественно общаться с друзьями и знакомыми бабушки и дедушки, с внуками и внучками этих людей, с детьми музыкантов. Тогда мне было недоступно понять, что я вижу и слушаю необыкновенных людей – музыкантов, композиторов, врачей, инженеров, принёсших славу и гордость стране. Я просто росла в такой среде. Конечно, мне нравились праздничная атмосфера концертов: красивые залы, аплодисменты, буфет в антракте, горящие люстры (тогда свет во время концертов не выключали). Всё это завораживало! Но я с детства знала, что празднику предшествует огромный репетиционный труд. Дедушка был трудоголиком и блестящим организатором – эти качества передались и мне.

Расскажите подробнее о его качествах и жизненных ценностях.

Я запомнила дедушку добрым, весёлым, вспыльчивым, но отходчивым, одержимым своим делом и своим оркестром.

Он был очень скромным и непритязательным – жил в обычном доме на четвёртом этаже без лифта и ездил на «Жигулях». Но если дело касалось оркестра и музыкантов – их быта, условий работы, повышения качества исполнения, – то тут дедушка становился принципиальным, превращался в настоящего борца!

Елена, в прошлом году вы передали Новосибирской филармонии материалы из большого личного архива Арнольда Михайловича. Расскажите немного об этих материалах. Какие моменты, запечатленные в них, вам особенно дороги?

Мы передали филармонии семейный архив – документы, фотографии, афиши, программки, буклеты, записи концертов, пластинки, письма, телеграммы, поздравительные адреса. Всё это, собственно, историческое подтверждение огромного, более 50-летнего труда дедушки в Новосибирске – городе, который стал его судьбой и где осуществились все его мечты. Жаль, что он не смог увидеть прекрасный зал, носящий теперь его имя (кстати, 11 сентября ГКЗ исполнилось 11 лет).

За каждым предметом архива всплывает целая эпоха, образы уникальных личностей. Дедушка – ровесник СССР, и по этим материалам можно изучать не только его творчество, но и историю страны. Он прошёл все этапы: и войну, и восстановление, и возрождение, и оттепель, и лихие 90-е, и современную Россию. Самое дорогое для меня – записи его концертов и уроки, которые переведены теперь на цифровые носители и останутся для следующих поколений.

Да, Арнольда Михайловича называют рекордсменом в сфере музыки – он руководил симфоническим оркестром полвека и даже в свои последние часы жизни оставался рядом с коллективом. Что, на ваш взгляд, придавало ему столько сил и энергии?

Он был от природы очень энергичный человек, обладающий лидерскими качествами, без которых и невозможна его профессия. Безграничная любовь, фанатическая преданность музыке и родному оркестру давали ему силы преодолевать любые трудности.

Четыре года назад ушла из жизни ваша бабушка, вдова маэстро – Сильвия Натановна. Расскажите об этом союзе.

Бабушка и дедушка – два южных, очень эмоциональных человека. Они любили друг друга. Оба – очень творческие натуры, с прекрасным чувством юмора, который часто спасал в тяжёлых ситуациях.

Они понимали друг друга с полуслова. Иногда спорили до крика, но им было интересно общаться. У дедушки был нелёгкий характер, но бабушка обладала огромным терпением и умела гасить его «пожары». Основа их долгой совместной жизни – взаимоуважение и ответственность за семью.

В чём, на ваш взгляд, особенность новосибирской музыкальной школы, основанной Арнольдом Михайловичем?

Деятельность дедушки можно разделить на две части: педагогическую (преподавание оперно-симфонического дирижирования) и руководство симфоническим оркестром. Они тесно взаимосвязаны между собой. И в педагогике, и в работе с оркестром он всегда опирался на лучшие традиции ленинградской дирижёрской школы, взятые у выдающегося профессора Ильи Александровича Мусина. Оставим описание его творческого метода профессионалам. Для меня основным достижением дедушки являются его слушатели – он умел заразить их любовью к классической музыке, и они передают эту любовь по наследству. В этом был смысл его жизни. Это лучшая память о нём.

Каким вы сегодня видите продолжение дела Арнольда Михайловича? Есть ли в Новосибирске преемственность поколений в исполнении академической симфонической музыки?

Оркестр живёт, он смог устоять в тяжёлое для себя время, когда не было своего зала. Сейчас в нём играет уже пятое поколение музыкантов. Но среди них ещё есть «старики», которые работали с дедушкой, и они свято чтут и передают молодёжи накопленный опыт.

Нынешний главный дирижёр Димитрис Ботинис бережно сохраняет исполнительские традиции и стиль оркестра и продолжает их развивать. Постоянно работает над звучанием и репертуаром, опираясь на лучшие образцы классической музыки и произведения современных композиторов. Вот и в юбилейных концертах 18 и 19 сентября прозвучало произведение Александра Чайковского – увертюра «Чакона большого города», специально написанная к юбилею дедушки. Примечательно, что Димитрис Ботинис дирижировал дедушкиной палочкой, которую ему подарил дирижёр Давид Фёдорович Ойстрах. И мне кажется, это очень символично.

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Владас Рачкаускас (портрет Елены Петрушанской)
Ученик чародея

Ученик чародея

9 / 24

Один из лучших учеников Арнольда Михайловича Каца продолжает дело своего педагога, помогая талантливым музыкантам раскрывать свой уникальный стиль.

Исцеление живописью

Исцеление живописью

9 / 24

Своим творчеством художник напоминает людям, что никогда не надо отчаиваться.

Вадим Репин: «Новосибирск – наиважнейший, судьбоносный для меня город»

Вадим Репин: «Новосибирск – наиважнейший, судьбоносный для меня город»

9 / 24

О служении общему делу и академической музыке как об увлекательном путешествии.

Личность – крупным планом

Личность – крупным планом

8 / 24

Как проходили съёмки документального фильма «Арнольд Михайлович Кац. Помним».

Король керамического искусства

Король керамического искусства

8 / 24

Главное в творчестве – это любовь к тому, что ты делаешь. 

Создаём актуальный театр с опорой на классику

Создаём актуальный театр с опорой на классику

8 / 24

С журналом Leaders Today театр «Красный факел» объединяют высокие стандарты мастерства, признание лучших образцов театрального искусства и их популяризация, а также развитие и поддержка культуры в Новосибирске и в регионе.