Личность – крупным планом

8 / 24    RU
Элла Давлетшина, режиссёр и сценарист, генеральный директор независимого Международного фестиваля документального кино «Встречи в Сибири», основатель Новосибирского музея документального кино (фото Анатолия Антонова)

В 2013 году в Большом зале кинотеатра «Победа» состоялся премьерный показ документального фильма «Арнольд Михайлович Кац. Помним». С его автором, новосибирским режиссёром и сценаристом Эллой Давлетшиной вспоминаем, как проходили съёмки и говорим о современном документальном кино Сибири.

LT: Элла Хамзинична, в 90-е вы много снимали Арнольда Михайловича, какое впечатление у вас осталось от знакомства с ним? Говорят, маэстро не любил сниматься, как вам удалось найти к нему подход?

ЭЛЛА ДАВЛЕТШИНА: Да, не всегда маэстро проявлял желание общаться с журналистами, потому что это могло помешать работе. Но он ценил серьёзное отношение к его профессии и делу, которому он  посвятил себя. Мы ведь не один раз встречались и говорили с ним,  больше года постоянно снимали, в разных  ситуациях. Наблюдали со стороны, терпеливо ловили важные моменты. Вскоре Арнольд Михайлович понял, что мы тоже ответственно относимся к своему делу, и это открыло нам путь к взаимному, доверительному общению.

Фильм о Каце получился строгим и лаконичным, в нём нет ничего лишнего. Какие задачи вы ставили перед собой как режиссёр, что было важно показать зрителю?

Трудно передать в кино многогранность уникального творца, его мастерство, талант музыканта. Наверно, это и было главным – дать зрителям возможность почувствовать и понять маэстро как человека и профессионала. Особенно непросто было раскрывать дирижёрский дар Арнольда Михайловича. Мы следовали за ним на репетициях, концертах, на уроках в консерватории. Как-то он сказал: «Что такое дирижёр? Никто не знает! Это магия». Эти слова вошли в фильм. С другой стороны, на уроках он удивительно точно показывал, как технически нужно добиваться необходимого результата – и в звуке, и в смысле. Арнольд Михайлович – ученик знаменитого педагога, дирижёра Ильи Александровича Мусина, основателя школы, из которой вышли известные дирижёры, такие, как Валерий Гергиев, Юрий Темирканов и другие. Арнольд Кац – из этого же класса Ленинградской филармонии, из старшего поколения, и младшие коллеги с большим уважением, можно сказать, с особым восхищением относились к нему.
Кстати, интересный факт: мама Арнольда Каца была скрипачкой, и он также начал как скрипач в Ленинградской филармонии, где учился с успехом. И, как однажды признался он сам: «Мама сказала: как бы ты ни играл на скрипке, но лучше быть дирижёром». Юмор Арнольда Михайловича – тема особая, и мы, конечно, тоже с этим столкнулись.

Вы также говорили, что в процессе съёмок смогли понять природу жёсткости, которую порой проявлял Арнольд Михайлович. В итоге как вы это себе объяснили? Любопытно, что при этом музыканты в фильме говорят и об удивительной чуткости маэстро.

Жёсткость – это требовательность. Оркестр – сложный организм, нужна чёткость, энергия в работе с ним. Но в то же время необходимо видеть в музыкантах человеческие особенности, проблемы. Решать возникающие вопросы, как и заниматься бытовыми проблемами, для Арнольда Михайловича было естественной частью жизни и условием сохранения и развития оркестра.

Вы планировали продолжить цикл, посвящённый Кацу и снять несколько серий для телевизионного эфира. Получилось ли осуществить задуманное? Также обсуждалась возможность организации в Новосибирске Дней Каца, оцифровки всего видеоархива с ним…

Мечтала о многом. Но до сериалов дело не дошло. Хорошо хоть получилось снять часть жизни Арнольда Михайловича, и кроме фильма теперь есть ценный архив. Сейчас я участвую в работе над фильмом к столетию маэстро. Думаю, в Новосибирске будут широко отмечать столетие дирижёра, и это вполне можно назвать «Днями Арнольда Каца».

Для меня было главным дать зрителям возможность почувствовать
и понять маэстро как человека и профессионала

Вообще, архивные документальные кадры имеют большое значение для общества. Мы сотрудничали с Государственной областной научной библиотекой, передавали фильмы, в том числе об Арнольде Михайловиче. После создания Музея документального кино на Романова, 26 мы собираем кинохронику киножурнала «Сибирь на экране» (а это требует оцифровки) и показываем посетителям, школьникам, студентам.

Почти 30 лет вы занимаетесь развитием документального кино в Новосибирске. Какие итоги вы могли бы подвести – кто сегодня занимается документалистикой в Сибири и какие темы волнуют молодых режиссёров?

Документальному кино сейчас учатся, в частности, студенты в НГУ, и мы сотрудничаем с университетом, проводим на нашем фестивале «Встречи в Сибири» студенческие конкурсы. Темы у начинающих авторов разные, мне нравится, что они видят жизнь и проявляют интерес к людям. Что касается документальных фильмов для детей – это сейчас непросто. У меня был удачный эксперимент. Я сняла в детском возрасте Романа Власова, который мечтал стать олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе. И стал им в 20 лет! Чтобы фильм получился понятным маленьким детям, я привлекла в качестве рассказчика своего пятилетнего внука. Получилась краткая интересная история, где мы видим мальчика Рому, он мечтает, ставит цель и достигает её. Юный рассказчик, обращаясь к зрителю, своими словами комментирует сюжет, и, что важно – не придуманный, а взятый из реальной жизни.
На фестивале «Встречи в Сибири», фотограф Евгений Иванов

Элла Хамзинична, в профессии для вас важно было говорить о судьбе человека, о священной его обязанности быть счастливым независимо от обстоятельств жизни, национальности, времени. Сегодня вы всё так же верны этому убеждению? 

Да, я всегда говорю, что по возможности и вопреки обстоятельствам человеку нужно стремиться быть счастливым. И этому также можно учиться и вдохновляться, видя перед собой яркий пример. Главное – постараться не быть жертвой времени, не поддаваться унынию и манипуляциям. Важно уметь выбирать приоритеты и верно служить своему делу. Арнольд Михайлович однажды, оказавшись в трудной ситуации, произнёс: «Надо работать!» Сейчас к этому я бы добавила: «Надо жить!»

Текст: Анастасия Куприянова
Король керамического искусства

Король керамического искусства

8 / 24

Главное в творчестве – это любовь к тому, что ты делаешь. 

Создаём актуальный театр с опорой на классику

Создаём актуальный театр с опорой на классику

8 / 24

С журналом Leaders Today театр «Красный факел» объединяют высокие стандарты мастерства, признание лучших образцов театрального искусства и их популяризация, а также развитие и поддержка культуры в Новосибирске и в регионе.

Новому времени – свои герои

Новому времени – свои герои

8 / 24

Сегодня перед образованием, культурой и искусством стоят общие цели – воспитание высоконравственной творческой личности, осознаю́щей ответственность за судьбу своей страны, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности. 

Ломоносов и не только: книги-памятники получат новую жизнь

Ломоносов и не только: книги-памятники получат новую жизнь

8 / 24

Служение Отечеству, лидерство Новосибирской области, любовь к человеку и к делу жизни – вот те ценности, которые нас объединяют. 

Главное достижение дедушки – его слушатели

Главное достижение дедушки – его слушатели

8 / 24

Елена Петрушанская, внучка Арнольда Михайловича Каца, в преддверии его столетнего юбилея поделилась с Leaders Today воспоминаниями.

Книги сентября: всё тайное становится явным

Книги сентября: всё тайное становится явным

8 / 24

Наш эксперт по чтению собрал увлекательные и при этом таинственные истории, написанные сибирскими авторами.