Образы, созданные из буквob

8 / 24     RU

Писатель, российский энтомолог, доктор биологических наук Виктор Стасевич и победитель всероссийского рейтинга «Библиотекарь года—2022» Сергей Петунин выступили на интеллектуальном файф-о-клоке, организованном журналом Leaders Today в отеле Domina Novosibirsk. Спикеры поделились экспертным взглядом на литературу и рекомендациями любимых книг.

Виктор Стасевич, член-корреспондент РАН, профессор, директор Института систематики и экологии животных СО РАН:

«Читатель должен быть сописателем», – говорил Владимир Набоков. То есть творить вместе с автором. Например, ты читаешь «Жестяной барабан» Гюнтера Грасса и словно пробираешься к сути романа вместе с автором. И если ты осилил произведение, то будешь вознаграждён за это. А бывает, приходишь домой уставший и вспоминаешь, что у тебя лежит недочитанная книга Фарли Моуэта «Собака, которая не хотела быть просто собакой». И тут на смену усталости приходят восторг и предвкушение удовольствия от лёгкости стиля и прекрасного сюжета. Блестящая книга есть и у Яна Парандовского – «Алхимия слова». Её хочется читать и перечитывать. Примечательно, что мы с ним знакомы через два рукопожатия.
Для меня интересен не столько сам сюжет книги, сколько созданный автором мир. Я считаю, у писателя не должно быть ни каких рамок, кроме этических.

у писателя не должно быть ни каких рамок, кроме этических

Как приучить ребёнка к чтению? Прежде всего, важно ограничить использование детьми гаджетов. Я знаю пример того, как бабушка стала заставлять помешанного на компьютерных играх внука читать и пересказывать прочитанное. Заставляла жёстко и бескомпромиссно. Он страдал, но читал. А потом втянулся. Повзрослев, стал эрудированным образованным гидом, работающим в разных странах мира. Конечно, я против любого насилия над волей ребёнка, но контроль и направление в нужное русло считаю необходимым в процессе воспитания.

«У кого ты списал?» – спросил меня как-то товарищ, прочитав мою книгу. Я, конечно, посмеялся. Однажды Моцарт на вопрос о рождении сюжетов ответил: «Я ничего не сочиняю. Мне диктуют!» Мои сюжеты тоже словно надиктованы. К примеру, в качестве основы для произведения «Сны на ветру, или Плотоядное вино» я взял записи своих снов. Порой я погружаюсь в собственные образы и ухожу с ними в мир фантазии, беседую со своими героями, спорю с ними. Для меня это отдых от нашей суетливой реальности.
Написание книг – ещё и терапевтичный процесс. Так, книга «В сгустках темноты» написана благодаря моей детской травме, основанной на реальном случае. Я всегда был эмоциональным и долго не мог отделаться от мучительных воспоминаний, пока не отразил их в своём рассказе. Меня за эту книгу называли фашистом и вурдалаком, но описанный случай действительно имел место в моей жизни. Как сказала Анна Ахматова, «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»
Названия книг тоже рождаются по-разному. Помню, мы как-то с моим восьмилетним сыном возвращались домой и я ему что-то рассказывал про писателей эпохи модерна и постмодерна. И тут он мне говорит: «Ерунда какая-то! Вот представляешь, если б я сказал: «Я мчусь навстречу Рождеству на поводке своих иллюзий»?» Так спонтанно и появилось название моей книги «Поводок иллюзий». Это ли не чудо?


Сергей Петунин,
ведущий библиотекарь Новосибирской областной научной библиотеки: 

Я родился в посёлке Ола Магаданской области. Моё детство было вполне пацанским, но благодаря родителям в 11 лет я начал запоем читать книги, а к 18 годам даже захотел стать писателем. Окончил филфак НГТУ, написал и издал две свои книги и параллельно уже десять лет работаю в библиотеке.
Книга, которую я сейчас пишу, вдохновлена историей, случившейся в 2009 году в Академгородке, когда в подъезде исчезла девушка по имени Ирина Сафонова. Помню, я искал интересный сюжет для книги, и когда услышал про это происшествие, сразу понял, что оно станет основой для моей повести.   

Как отличить плохую книгу от хорошей? Многие ответы, пусть и абстрактные, я нашёл в истории российской и русской критики, где писатели говорили, что «литература, как и искусство в целом, должна сохранять в читателе человечность». Этот воспитательный момент у авторов не всегда явный, но он обязательно будет, если книга действительно хорошая.
Л. Н. Толстой в своём эссе «Что такое искусство?» говорит, что хорошая литература написана психологически достоверными образами, которые превращают буквы в картины жизни, полные читательского сопереживания. И человек в будущем будет использовать те мыслеформы, которыми он когда-то проникся. Если же вы, прочитав пару страниц, чувствуете, что здесь всё сплошная выдумка, то это произведение не сможет вызвать у вас душевного отклика.

Каждый читатель нашей библиотеки может оформить себе бесплатный доступ к платформе «Литрес»

Какие книги нужно прочитать? Прежде всего, важно формировать собственный художественный вкус. Школьная и университетская базы вполне позволяют это сделать, главное – их освоить. В любом случае, при выборе книги можно прочитать две-четыре первых страницы и прислушаться к ощущениям: нравится или не нравится.
Лично мне сейчас нравится читать новосибирских писателей и что-то из университетской программы. Но для своей авторской колонки Leaders Today я постоянно перелопачиваю большие объёмы книг, в том числе современных авторов. Могу порекомендовать прекрасного писателя Алексея Иванова, написавшего тот самый роман «Географ глобус пропил». Этот автор располагает богатейшим материалом о Сибири и умеет интересно преподнести его в изображении бурной приключенческой жизни.
Ещё один интересный писатель, который способен сделать представление о жизни более глубоким, – хулиган и балагур Михаил Елизаров. Его новая книга «Земля» погружает в тот пласт, куда мы, вероятно, вообще никогда бы не проникли, а именно, рассказывает о могильщике.
С удовольствием прочитал «Учителя Дымова» Юрия Кузнецова – роман «без купюр» о том, как менялась Россия за последние сто лет. Я считаю, что писатель должен вдохновляться жизнью, а не сужать картину о ней своими представлениями. Моё уважение в этом отношении вызывает Владимир Маканин и его «Утрата», «Андеграунд, или Герой нашего времени», «Один и одна». 

Какие книги запрещены к приобретению? У нас нет такого списка – покупать библиотека может всё, за исключением откровенно экстремистской литературы. Какие-то книги мы просто не держим в общем доступе, но можем выдать по запросу. Кроме того, каждый читатель нашей библиотеки может оформить себе бесплатный доступ к платформе «Литрес», чтобы слушать аудиокниги или читать в электронном формате. 

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев