С полей на прилавок какие возможности для фермерства и потребителей открывает «Коопторгъ Семейный»

8 / 24     RU
С полей на прилавок
Слева направо: Илья Сухарев, Александр Лагутин, Михаил Матюхин

Новый формат взаимодействия фермеров и покупателей на основе кооперативной торговли разработали в Новосибирске. Главная цель проекта – объединить сельских производителей и потребителей на одной электронной площадке. О том, как это работает, рассказал один из основателей проекта, генеральный директор «ДатаКрат-С» Михаил Матюхин.

LT: Михаил Владимирович, почему, на ваш взгляд, созрела необходимость создания такого проекта?

МИХАИЛ МАТЮХИН: Качество нашей жизни напрямую зависит от качества питания. В России количество аутоиммунных заболеваний неуклонно растёт, и большинство из них прямо или косвенно связаны с химическими добавками в продуктах питания. Желание обеспечить доступ населению к безопасной и полезной еде – наша главная цель. К сожалению, фермерские хозяйства, производящие натуральный продукт, зачастую не имеют доступа к розничной торговле. Крупным сетям невыгодно брать на реализацию товар с коротким сроком годности, как и заморачиваться с его логистикой. Поэтому на полках супермаркетов сплошь торговые марки крупных комбинатов.
Проект «Коопторгъ Семейный» – это попытка не только открыть потребителю доступ к «живой еде», но и объединить фермеров для достижения общего результата. В условиях экономики, ориентированной на монополию, кооператив, возможно, единственный шанс выжить малому бизнесу.

Какова главная идея проекта?

Наш кооператив – это не ретейл, не магазин, куда человек пришёл, увидел, купил и никто никому ничего не должен. Кооператив – это сообщество вовлечённых и увлечённых людей. Одни – с удовольствием делают хороший продукт для хороших людей, другие – деньгами помогают первым делать хороший продукт, возделывать родную землю и благоустраивать наш край. Не засорять его лишним мусором от лишней упаковки того, что продается в супермаркете.

Качество нашей жизни напрямую зависит от качества питания

Не выводить деньги из региона через крупную торговую сеть с её гигантскими поставщиками, а оставлять эти деньги работать здесь, на родной земле. Не заставлять покупателя переплачивать за бренд. Это и есть общее благо, достичь которого можно только вместе и на равных.

Расскажите, как это работает на примере «Коопторгъ Семейный»?

«Коопторгъ Семейный» – это точки выдачи продукции плюс интернет-площадка. По сути, речь идёт о создании в форме кооператива и его посредством IT-системы принципиально новой коммуникационной оболочки для нового сообщества – сообщества пайщиков.
И это сообщество держится не на принципах удержания ретейлерами лояльности своего покупателя, а на более глубоких началах, что позволяет выйти за пределы понимания мира как существующей в стране розничной торговли, соответственно, не конкурировать впрямую с гигантами. Мгновенное зачисление денег производителю – фермеру – в момент условной продажи плюс совершенно облегчённые административные правила делает работу кооператива уникальной.
Отмечу, что система пока работает в тестовом режиме, но в ней уже почти 300 участников, и в ближайшее время появится около 50 точек выдачи продукции.

При такой системе самоорганизации как обстоит дело с контролем качества продукции? И какой прок от кооператива государству, если оно не может в него вмешиваться?

В кооперативе обязательно организуется контроль качества. У нас уже сформирована служба, которая общается с фермерами, смотрит уровень производства на местах. Привлекаем также и лаборатории для тестирования качества продукции. Сейчас все точки выдачи оснащаем овоскопами – приборами для определения свежести яиц путём их просвечивания световыми лучами.
Что касается государства, то оно прямо заинтересовано в развитии местных производителей. Под эту задачу в рамках госпрограмм ежегодно выделяются гранты и субсидии. Другой вопрос, кто и с каким результатом на выходе получает эту поддержку. «Коопторгъ Семейный», объединяя фермеров региона, сможет представить списки хозяйств, которые реально работают, потому что их продукция пользуется спросом. В Министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО следят за развитием нашего проекта, оказывая информационную и иную поддержку. Если после отладки всех процессов кооперативная модель покажет свою жизнеспособность, новосибирский опыт можно будет транслировать на всю страну. 

Для этого важно ещё и понимать, кто стоит за проектом? Ведь сегодня большое значение имеет имя, репутация и экспертные компетенции человека, ведущего за собой.

Сейчас в основании этого кооператива три человека. Это эксперт в области розничной торговли Илья Сухарев – в прошлом коммерческий директор сети супермаркетов «Холидей». Сейчас он владеет франшизой «ФермерЦентр», а также читает лекции, ведёт блог и участвует в разных проектах российского ретейла по всей стране.
Второй, Александр Лагутин – организатор одного из крупнейших потребительских обществ в Новосибирске и основатель HomeNet – пожалуй, самого крупного интернет-провайдера на кооперативной основе в Академгородке. Александр больше 25 лет занимается кооперацией, является разработчиком биллинговой системы и кооперативной цифровой платформы.
И, собственно, я – Михаил Матюхин, генеральный директор компании «ДатаКрат-С», которая 28 лет занимается автоматизацией розничной торговли в сфере услуг. В 2019 году наш магазин «Фасоль» получил премию «МетроЭКСПО» как самый инновационный магазин у дома. Мы также являемся разработчиками интернет-телеграм-приложения, которое связывает покупателя с кооперативной цифровой платформой.

Наверняка неслучайно в названии кооператива вы поставили слово «семейный». Что основателей проекта объединяет на уровне семейных ценностей?

«Коопторгъ Семейный» в  каком-то смысле это – большая семья, где каждый участник вносит свой вклад в подъём родины, в благосостояние родного края, в здоровье своих детей (тем, что получает здоровые продукты), и в здоровье семьи того пайщика-фермера, кто порадовал его прекрасным продуктом (давая ему возможность достойно жить и работать). Мы предлагаем не безликий товар, а продукт с историей, за которой стоят реальные люди, и к ним можно приехать  в гости. В этом – важная составляющая проекта.
Мы считаем, что целевая аудитория нашего кооператива – это семьи с детьми. Поэтому на главной картинке кооператива изображена семья с тремя детьми. Обычно в информационном поле принято изображать маму, папу, а между ними одного или двух детей. Такой посыл, я считаю, ведёт нашу страну к вымиранию. А для развития нам нужно, чтобы в семьях было минимум трое ребятишек. У меня, к слову, своих шестеро.
«Коопторгъ Семейный» не может прямо повлиять на рождаемость в стране, но нам бы хотелось быть причастными к формированию правильных вкусовых привычек и здорового питания в каждом доме. Ведь это основа не только счастливой, но и многодетной семьи.

Хотите вступить в кооператив, но не знаете, как? Оставьте заявку на сайте «Фермер-центр»

 

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Жанна Самуйлова (групповой портрет основателей проекта «Коопторгъ Семейный»)
«Вкус и Польза»: успех через команду

«Вкус и Польза»: успех через команду

8 / 24

50 магазинов за семь лет и более 140 сотрудников – таков результат Ангелины Игнатенко. Виртуозно масштабируя бизнес и создавая команды увлечённых профессионалов, онапреследует главную цель – улучшение качества жизни людей. 

Личный бренд: через проявление к мечте

Личный бренд: через проявление к мечте

8 / 24

 Как личный бренд помогает раскрыть внутренний потенциал, привлечь единомышленников и с удовольствием делиться своим уникальным опытом.

Человек мира. Как сохранить отношения после развода, рассказывает семейный юрист Лейла Абдуллаева

Человек мира. Как сохранить отношения после развода, рассказывает семейный юрист Лейла Абдуллаева

8 / 24

Мировое соглашение – лучшее решение для супругов, позволяющее сохранить добрые отношения и комфортные условия жизни каждой из сторон.

Разгоняем мозги, а не панику

Разгоняем мозги, а не панику

8 / 24

Как скорость мышления влияет на рост дохода, энергии и счастья?

«Новосибирский квартал»: покупатель выбирает жилую среду, которая соответствует его ценностям

«Новосибирский квартал»: покупатель выбирает жилую среду, которая соответствует его ценностям

8 / 24

Что отличает качественные проекты, какие механизмы развития территорий в ближайшие годы окажутся наиболее востребованными? 

А в твоей команде есть MarHR?

А в твоей команде есть MarHR?

8 / 24

Как в условиях дефицита сотрудников быстро найти эффективных специалистов? 

1230//