Ученик чародея

9 / 24    RU
Вячеслав Прасолов дирижёр, доцент кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки

Арнольд Михайлович Кац вырастил целую плеяду выдающихся мастеров дирижёрского искусства, чьи имена известны по всему миру. Вячеслав Прасолов — один из лучших учеников Арнольда Михайловича Каца, он продолжает дело своего педагога, помогая талантливым музыкантам раскрывать свой уникальный дирижёрский стиль, опираясь на знаменитую школу великого маэстро.

LT: Почему вы решили стать дирижером и как попали в класс Арнольда Михайловича Каца?

ВЯЧЕСЛАВ ПРАСОЛОВ: Моё знакомство с Арнольдом Михайловичем состоялось, когда я впервые пришёл на концерт симфонического оркестра. В то время я учился на народном отделении, был баянистом. Мечта стать дирижёром возникла у меня в семнадцатилетнем возрасте, когда на втором курсе отделения народных инструментов появился новый предмет – дирижирование. И, стоило мне на первом уроке поднять руки с палочкой, как меня словно током ударило. Это была любовь с первого взгляда, когда ты становишься сам над собой не властен. Я понял, как это прекрасно — ткать музыку из ничего, одним мановением палочки заставлять оркестр звучать! Это настоящее волшебство, за которым, конечно, стоят годы кропотливого труда и огромный путь. Если просто так махать палочкой, получится как в симфонической поэме Поля Дюка «Ученик чародея», где начинающий волшебник натворил дел. И я стал усердно трудиться: закончил училище с красным дипломом, поступил в консерваторию как баянист. Даже до первой встречи мой музыкальный путь удивительным образом переплетался с Арнольдом Михайловичем: мой первый педагог в музыкальном училище по дирижированию заочно учился у Каца, а когда я поступил в консерваторию, то попал в Владимиру Павловичу Попову, который также был его учеником. Но на моём втором году обучения в консерватории Владимир Павлович выиграл конкурс на должность главного дирижера Ленинградского оркестра народных инструментов и собрался переезжать. Видя мои способности, он решил перед отъездом показать меня Арнольду Михайловичу Кацу. И вот я пришел на прослушивание, где продирижировал первую симфонию Шостаковича. Сейчас я понимаю, что сделал это довольно неважно, но Арнольд Михайлович, видимо, что-то увидел во мне, какую-то искорку, которую и захотел разжечь. Но тут на нашем пути встала система: поступить на оперно-симфоническое отделение без диплома о высшем образовании было невозможно, поскольку сначала все музыканты должны были окончить консерваторию по своей специальности. А я учился лишь на втором курсе. Арнольд Михайлович мог пойти против правил, если видел, что они мешают развитию личности. Поэтому он обратился к ректору Евгению Георгиевичу Гуренко и попросил сделать для меня исключение. Конечно, ректор удивился и засомневался в моих способностях: на оперно-симфоническом более сложная программа и более высокие требования к поступающим. А Кац предложил меня испытать и отправил сдавать предметы за первый курс теоретического факультета. Я чувствовал себя героем сказки, которому надо пройти огонь, воду и медные трубы. Но я справился, всё сдал на отлично. Однако это ректора не убедило, поскольку на тот момент в консерватории оставалось лишь одно бюджетное место, на которое уже претендовал выпускник Ленинградской консерватории, дирижёр-хоровик. И нам с ним предложили сойтись в своеобразной дуэли: по очереди дирижировать оркестром Каца, и тот, кто сделает это лучше — получит место. Я понимал, что у моего соперника пятилетний стаж в консерватории, диплом по специальности «Хоровое дирижирование», а я никогда до этого и к оркестру-то не подходил. Мне дали всё ту же первую симфонию Шостаковича, которого так любил маэстро. Помню, как-то Арнольда Михайловича спросили, какие произведения он бы взял в космос, и он ответил: «Четвёртую симфонию Брамса и десятую симфонию Шостаковича». Я собрался с духом и показал комиссии, на что способен, хотя нервничал ужасно. И меня взяли. Это случилось за день до моего двадцать второго дня рождения. Вот такой был подарок.

Каким педагогом был Арнольд Михайлович Кац?

Страстно влюблённым в музыку. К каждому ученику маэстро находил уникальный ключик, помогающий развить талант. Он учил нас не просто технике, жестам, а тому, как сердцем постигать музыку. Арнольд Михайлович сокращал дистанцию между учеником и учителем, словно проникал в тебя, вёл за собой. У него была определённая система, которую он адаптировал в зависимости от личности ученика; он также привносил в уроки свой практический опыт работы с оркестром. Поэтому все ученики Каца такие разные. Одна из загадок профессии дирижёра – почему оркестр, состоящий из одних и тех же музыкантов, исполняющих одно и то же произведение, с разными дирижёрами звучит по-разному. Точного ответа до сих пор нет, но я думаю, что энергия, которая идёт от дирижера, заставляет музыкантов менять способ звукоизвлечения. Многие люди считают, что в нотах написано всё, что нужно знать, чтобы исполнить великолепную задумку композитора. Но это великое заблуждение. Ноты — просто рецепт, ведь даже у поваров, имеющих в своём распоряжении одинаковые ингредиенты, блюда получаются уникальными. И с музыкой происходит то же самое. Одно и тоже произведение можно сыграть множеством разных способов. Нотное содержание партитуры — мёртвый скелет, и лишь по взмаху дирижёрской палочки он обретает нервы, оживает, наполняется смыслом и содержанием. Но всё-таки за каждым учеником Каца стоит его школа, и уровень её ассимиляции зависит лишь от личных способностей музыканта. Однажды Арнольда Михайловича звали в Македонию, где он выступал пятнадцать лет назад, но маэстро не захотел ехать по состоянию здоровья и предложил мне. И я согласился. В антракте ко мне подошёл человек и спросил, не знаю ли я такого дирижера как Арнольд Михайлович Кац? И я ответил, что у него учился. «Я же вижу, что руки его!» —воскликнул в ответ музыкант. Это было поразительно: маэстро Каца не просто до сих пор помнили, а его узнали во мне! И я испытываю огромную гордость, что в пятьдесят лет решил посвятить большую часть времени преподаванию. Я уже добился многого, а теперь пришла пора отдавать долги. Вместе с Игорем Викторовичем Юдиным мы решили продолжать школу Каца. В Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки в рамках кафедры хорового дирижирования действует отделение дирижирования оперно-симфоническим оркестром. Мы стараемся передать нашим ученикам все свои опыт и знания. И это приносит плоды: семь моих выпускников уже работают главными дирижёрами в разных городах России, и в их руках тоже продолжает жить талант Арнольда Каца.

Процесс обучения не всегда лёгкий и радостный, были ли у вас трудности и непонимание с Арнольдом Михайловичем?

Конечно, жизнь бывает разной. Маэстро Кац был очень требовательным и строго относился к пропускам репетиций, мог даже уволить. Музыка была всей его жизнью. Его самопожертвование в профессии было фантастическим, и того же он ожидал от других. Я помню, как один раз чуть его не возненавидел. Студенты класса Каца имели практику на студенческом симфоническом оркестре в консерватории. И вот в один из дней меня поставили к оркестру, дали произведение, а Арнольд Михайлович сел в зале. Это был второй раз, когда я встал за пульт перед оркестром, до этого я дирижировал лишь во время поступления на оперно-симфоническое отделение. Конечно, я был неопытен и наделал множество ошибок. Маэстро мог подняться в наш класс и уже там мне высказать своё мнение. Но он был человеком публичным, поэтому разнёс меня в пух и прах прямо в фойе. Я стоял, слушая замечания, едва сдерживая слёзы. Тогда я был очень зол на него, но спустя день-другой уже спокойно обдумал произошедшее. Да, форма подачи критики была неприятной, но содержание несло огромную ценность. Я понял, что́ делал не так и знал, как исправить. Арнольду Михайловичу хотелось прощать его грубость за талант и за желание прийти тебе же на помощь в любую секунду. К нему шёл практически весь город, поскольку люди знали, что он не откажет. Арнольд Михайлович помогал музыкантам с детскими садиками, квартирами. Когда у меня заболела дочь, то я первым делом позвонил ему, и маэстро Кац спас нас. Его авторитет был настолько велик, что, когда Академический оркестр русских народных инструментов хотели закрыть, Владимир Гусев обратился к Кацу. Маэстро тогда вышел и часть программы дирижировал оркестром, а потом повернулся к залу и крикнул: «И такой оркестр хотели закрыть?! Не выйдет!» И это сработало, против Арнольда Михайловича идти побоялись. Бесценный музыкальный коллектив, один из старейших в Новосибирске, сохранили и перевели в филармонию. Арнольда Михайловича обожал весь город! Даже милиция, хотя, казалось бы, какое им дело до какого-то оркестра? Один раз Арнольд Михайлович забыл свою барсетку с документами и деньгами на капоте своих «жигулей» и обнаружил это только дома. Он позвонил в милицию, там всех поставили на уши и пропажу вернули в целости и сохранности буквально на следующий день! Маэстро Кац аккумулировал многие события культурной жизни Новосибирска, был духовным центром. Общение с Арнольдом Михайловичем делало тебя богаче, в этом и была его великая миссия. К нему шли за советом, поддержкой, и он всегда вникал в проблемы других и старался помочь, делал это бескорыстно, от всего сердца. Маэстро был человеком широкой души с неисчерпаемым талантом. За свою творческую жизнь Арнольд Михайлович получил множество государственных наград, в том числе орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Но сам он никогда не гнался ни за деньгами, ни за наградами, ни за славой. А о своих заслугах говорил, хитро прищурившись, с присущей ему иронией. Он отдавал всего себя музыке и творчеству. У Бориса Пастернака есть гениальные стихи, которые ассоциируются у меня с Арнольдом Михайловичем:

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Текст: Александра Дегтярева
Исцеление живописью

Исцеление живописью

9 / 24

Личность – крупным планом

Личность – крупным планом

8 / 24

Как проходили съёмки документального фильма «Арнольд Михайлович Кац. Помним».

Король керамического искусства

Король керамического искусства

8 / 24

Главное в творчестве – это любовь к тому, что ты делаешь. 

Создаём актуальный театр с опорой на классику

Создаём актуальный театр с опорой на классику

8 / 24

С журналом Leaders Today театр «Красный факел» объединяют высокие стандарты мастерства, признание лучших образцов театрального искусства и их популяризация, а также развитие и поддержка культуры в Новосибирске и в регионе.

Новому времени – свои герои

Новому времени – свои герои

8 / 24

Сегодня перед образованием, культурой и искусством стоят общие цели – воспитание высоконравственной творческой личности, осознаю́щей ответственность за судьбу своей страны, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности. 

Ломоносов и не только: книги-памятники получат новую жизнь

Ломоносов и не только: книги-памятники получат новую жизнь

8 / 24

Служение Отечеству, лидерство Новосибирской области, любовь к человеку и к делу жизни – вот те ценности, которые нас объединяют.