В Гродненской областной научной библиотеке имени Е. Ф. Карского читательский билет посетителям вручают с раннего возраста и проводят открытые онлайн-конференции между странами. Об этом и не только в интервью Leaders Today рассказала специальный гость фестиваля «Книжная Сибирь» Светлана Орлюк.
LT: Светлана Александровна, в борьбе за читателя современные библиотеки чего только не придумывают, трансформируясь в игровое, коммуникационное, творческое пространство. Расскажите, как вы привлекаете и выращиваете своего читателя?
СВЕТЛАНА ОРЛЮК: В нашей Гродненской областной научной библиотеке мы записываем читателей в возрасте от года. Хотя, как мне кажется, расти будущий книголюб начинает с рождения, слушая речь своей матери, её колыбельные или чтение вслух книжек-малышек. В этот нежный период малыш пропитывается родным языком и через него воспринимает мир, окутанный материнской любовью и родительским вниманием.
Современные библиотеки – это мультиформатные культурные, образовательные и творческие площадки, объединяющие людей разных возрастов и профессий. Общаясь с руководителями ведущих библиотечных систем Сибири, стран ближнего и дальнего зарубежья,
мы убедились, что специалисты книжного дела трепетно сохраняют традиции печатного слова для потомков и при этом виртуозно владеют цифровыми технологиями и создают интереснейшие формы коммуникации с аудиторией
Наша задача как сотрудников библиотек – активизировать читательский интерес, используя для этого все ресурсы. Но надо понимать, что интерес к книге закладывается с раннего детства. Самую большую роль играет семья, читающие родители, атмосфера чтения и книжной культуры, которая впитывается детьми от рождения.
Конкретно ваша библиотека развивается в семейном формате. Расскажите, как вы работаете с семьями, и какой это приносит результат?
У нас проводится много мероприятий. Из традиционных – воскресные чтения в детском клубе. Простой, казалось бы, формат: книгу читает сотрудник, вокруг которого собираются дети, но эффективный в плане взаимодействия. Ведь чтения обязательно предполагают рефлексию, то есть последующие беседы, игры по прочитанному. Мы стараемся обеспечить камерность обстановки, поэтому мы заранее размещаем анонсы клуба в соцсетях. Так накануне каждой встречи у нас такой ажиотаж и борьба начинаются между родителями за места на эти занятия! (Смеётся.) Это и отрадно, и очень ответственно!
Наша библиотека дружит с белорусскими издательствами, которые через презентации книг открывают нашим читателям новые имена. Это тоже такой семейный формат, потому что на встречу с писателями родители приходят вместе с детьми. Общаясь на таких мероприятиях с автором, участвуя в автограф-сессиях, юные читатели с удивлением открывают для себя личность писателя, реального человека, который стоит за текстом с картинками. С презентаций наши читатели уходят с яркими впечатлениями, особенно если удаётся унести книгу с автографом, ведь она становится после того своего рода семейной реликвией.
Ещё один семейный формат, полюбившийся читателям – мастер-классы по прочитанному материалу, когда родители вместе с детьми занимаются творчеством, проникаются текстом. Например, мы брали балладу Роберта Льюиса Стивенсона «Вересковый мёд» в переводе Самуила Маршака. А вересковые поля, к слову, распространены в Беларуси. Мы пригласили на творческую встречу городских мастеров, которые помогли участникам изготовить своими руками открытки с использованием природных материалов. Подобные мероприятия не только оставляют после себя память, но и вызывают интерес к определённым книгам, вообще интерес к пространству библиотеки, ставшему мультиформатным творческим центром.
А как современные технологии помогают библиотекам в их миссии?
Они помогают преодолевать границы и наводить литературные мосты между читателями разных регионов и даже стран. К слову, недавно такой проект у нашей библиотеки был осуществлён в партнёрстве с Новосибирской областной научной библиотекой. Посредством онлайн-связи мы знакомили наших читателей с начинающим писателями столицы Сибири и Гродно. Так, от вас свою книгу «Моя сестрёнка Олькозавра» представила и прочитала писательница Дина Гербек. А потом состоялась ответная встреча, где уже наш молодой гродненский автор Юлия Сноп представила новосибирской аудитории свою сказку «Как совёнок Филя поверил в себя». Несмотря на то, что всё общение было в онлайн-формате и связь порой не выдерживала накала детских эмоций, юные слушатели очень живо реагировали на прочитанное и не боялись наперебой задавать авторам самые разные вопросы.
А всё-таки живые встречи, живую книгу не заменят цифровые аналоги или…
Сравнивая традиционную книгу с электронной, мы должны понимать, что это разные форматы, и одно не отрицает другого. Если предположить, что электронная книга – это фактически калька с традиционной, то есть условия, где она в приоритете, например, в дороге. Если мы говорим о юном читателе, то для него, на мой взгляд, важна именно предметность книги, дающая тактильные ощущения. Ведь познание мира у ребёнка происходит через предмет, и когда книга на раннем этапе развития становится одним из предметов познания, то ему потом значительно легче перейти от игры к чтению. Особенно если рядом будет взрослый, который поддержит, направит, покажет пример. У нас стало хорошей традицией приглашать на Всемирный день чтения вслух известную в городе личность, любящую читать и способную своим собственным исполнением заинтересовать детскую аудиторию. После таких живых выступлений, с полной эмоциональной вовлечённостью участников, к нам потом приходят дети и просят ту самую книгу, которую читал знаменитый гость.
Светлана Александровна, каким вы видите будущее библиотек?
Мне кажется, что для библиотеки самое важное в любое время – сохранить читателя, вырастить человека читающего, а значит, думающего, ведь ему это будущее создавать. А какие формы приведут к глобальной цели, классические или ультрасовременные, не так уж важно. Задача персонала библиотек – успевать за временем, успевать меняться, ориентироваться на информационные технологии, но не терять печатную книгу из поля зрения.
2 / 25
Лауреат премии «Лидеры сегодня–2024» Нина Мухлынина превратила районную школу искусств в одно из самых популярных мест в туристическом маршруте по Новосибирской области.
1 / 25
О том, как научная работа стала основой для книги и о тонкостях работы судебного эксперта-лингвиста.
1 / 25
Как первые лица Алтайского края способствуют продвижению местного культурного бренда и почему любовь к стране начинается с любви к слову.
1 / 25
О том, как дружеская переписка трансформировалась в бестселлер и об особенностях совместной работы.
1 / 25
Сборник рассказов Ольги Харитоновой «Чужая сторона» стал лауреатом литературной премии «Лицей–2024» имени А. Пушкина для молодых писателей и поэтов.
1 / 25
Как видят будущее авторы сборника рассказов «За ширмой тысячного ли», вдохновлённые новейшими разработками ведущих научных площадок страны?