Вадим Репин: «Новосибирск – наиважнейший, судьбоносный для меня город»

9 / 24     RU
Вадим Репин: «Новосибирск – наиважнейший, судьбоносный для меня город»
Вадим Репин российский скрипач, народный артист Российской Федерации

Встреча с народным артистом РФ, выдающимся музыкантом современности Вадимом Репиным состоялась накануне мировой премьеры, в день столетия основателя Новосибирского академического симфонического оркестра Арнольда Михайловича Каца. О служении общему делу и академической музыке как об увлекательном путешествии Вадим Викторович рассказал в интервью Leaders Today.

LT: Вадим Викторович, среди тех немногих людей, которые повлияли на ваше становление как музыканта, Арнольд Михайлович Кац занимает особенное место. Вы много рассказывали о вашей совместной работе, а какой главный профессиональный или жизненный урок преподал вам маэстро?

ВАДИМ РЕПИН: Очень сложно в такие моменты выделить что-то одно, да и обобщать тоже не хочется. Ведь воспоминания об Арнольде Михайловиче занимают в моей жизни и памяти целый пласт, и все по-своему дороги. Сейчас почему-то вспомнилось его отношение к процессу создания музыки, он называл это диалогом. Причём неважно, ведётся ли этот диалог с оркестром, с дирижёром или партнёром – главное, что в процессе взаимодействия рождается некая химия вещей. И она есть всегда, будь это камерная или симфоническая музыка, меняется только количество исполнителей на сцене. В симфоническом оркестре, как принято говорить, в аккомпанементах скрипичных концертов, есть не менее важные соло, не менее важные партии, не менее важные инструменты, которые в нужный момент, вступая в диалог, делают произведение симфоническим, интересным, повышая степень удовольствия от выступления в несколько раз.

Создав оркестр мирового уровня, Арнольд Михайлович продолжал жить и работать в Новосибирске, сохраняя тем самым преданность городу и тем людям, которые были рядом с ним. Как вы в разные периоды своего взросления воспринимали эту его миссию, стала ли она более понятной и близкой вам сейчас?

Для меня всё здесь логично и взаимосвязано. Арнольд Михайлович – один из величайших артистов и дирижёров, а Новосибирск – один из культурных центров страны с большим потенциалом. Кац был влюблён в свой оркестр, являлся его создателем и отцом. Рассказывая где-либо о симфоническом оркестре, он так и говорил: «Это мои музыканты».

Кац был влюблён в свой оркестр

Думаю, что при таких обстоятельствах у него просто не было иного выбора, к тому же коллективу сопутствовал головокружительный успех, у всех на глазах оркестр превращался в жемчужину современного искусства.

В определённом смысле эту миссию – создавать события, формирующие историю города, продолжаете вы через проведение Транссибирского арт-фестиваля. Благодаря энтузиастам прошлого и настоящего у Новосибирска – колоссальный культурный потенциал, который можно было бы инвестировать в будущее. При этом идеи-то есть: сейчас, например, прозвучало предложение создать конкурс дирижёров имени Каца. Но неясно, кто должен подхватывать инициативы – государство, бизнес, общество, все вместе?

Мне кажется, каждой идее – своё время, когда само стечение множества обстоятельств делают её выполнимой. Безусловно, новые проекты, ассоциируемые с именем Арнольда Каца – это прекрасно, ведь они могут заслужить внимание и любовь публики. Однако недостаточно только взять идею и дать ей имя – за инициативой должно стоять нечто большее, чем просто красивое название. В таком случае у проекта есть все шансы стать интересной частью культурной жизни города.

А ведь наверняка и вы рисковали, запуская первый «Транссиб» и до конца не были уверены, во что это выльется, а сейчас фестиваль живёт уже больше десяти лет.

Транссибирский арт-фестиваль – это очень серьёзный шаг в моей жизни: только его идею я вынашивал целых пять лет. Много думал о том, как мы будем это делать и во что это может превратиться в будущем.

Очень дорожу «Транссибом» и рад, что центр его – в Новосибирске

Проблемных вопросов и вещей, вызвавших неуверенность – было множество, но в итоге звёзды сложились так, что фестиваль случился и стал традиционным. Я очень дорожу «Транссибом» и рад, что центр его находится в Новосибирске, потому что для меня это наиважнейший и судьбоносный город.

Доступность концертов и несение искусства в массы – два постулата, которых придерживался маэстро Кац, руководя большим коллективом и поддерживая новые. Нет ли у вас ощущения, что сейчас академическая музыка воспринимается большинством граждан России, неким элитарным видом искусства?

Действительно, к классической музыке нужно прийти с определённым уровнем сознания, с пережитыми впечатлениями, эмоциями и жизненным опытом. Потому что воспринимать классическое искусство – всё равно что читать книгу и чувствовать себя соучастником повествования, сопереживая героям. Кто-то уже рождается с этим интересом к академической музыке, а кто-то приходит к ней в своё время.

Арнольд Михайлович совершенно верно говорил о доступности искусства широким слоям населения. И мы должны сохранять эту возможность для уязвимых категорий граждан – пенсионеров и студентов. Однако нельзя и обесценивать труд музыкантов, которые посвящают всю свою жизнь профессии. Поэтому те же цены на билеты, я считаю, должны быть доступны, но в определённых количествах, и с какой-то понятной идеей, чтобы это было действительно target audience (англ. «[для] целевой аудитории». – Прим. ред.), как говорится. Непременно должны быть пригласительные для студентов, занимающихся музыкой, и вообще для тех молодых людей, кто впервые в надежде придёт на концерт. Ведь если выступление артистов понравится и по-настоящему захватит, человек непременно захочет прийти снова. 

Вы часто говорите, что ощущаете себя в роли проводника в мир музыки. Проводник – это тот человек, который знает, где он находится сейчас и куда он хочет привести людей. Исходя из этой метафоры, в какой точке вы находитесь сейчас и куда стремитесь?

Сегодня я стремлюсь к совершенно особому концерту, который не только открывает 88-й концертный сезон Новосибирской филармонии, но и происходит в день рождения маэстро, 18 сентября. И я так же волнуюсь, как много-много лет назад, когда за мной стоял Арнольд Михайлович. Мы будем играть одно из самых сложных для дирижёра произведений – «Концерт Сибелиуса для скрипки с оркестром», в рамках абонемента также прозвучит мировая премьера пьесы «Чакона большого города» советского и российского композитора Александра Чайковского, написанная им к 100-летию маэстро. 

Надеюсь, что сегодняшним концертом нам удастся создать то музыкальное путешествие, которое мы, артисты, формируем всю нашу жизнь.

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Наталья Головинская
Грань, где быль сказкой становится

Грань, где быль сказкой становится

1 / 25

О том, как научная работа стала основой для книги и о тонкостях работы судебного эксперта-лингвиста. 

Культура позволяет нам прожить недопрожитую жизнь

Культура позволяет нам прожить недопрожитую жизнь

1 / 25

Как первые лица Алтайского края способствуют продвижению местного культурного бренда и почему любовь к стране начинается с любви к слову.

Литературный дуэт из Сибири

Литературный дуэт из Сибири

1 / 25

О том, как дружеская переписка трансформировалась в бестселлер и об особенностях совместной работы. 

Социальный реализм, природа и роботы

Социальный реализм, природа и роботы

1 / 25

Сборник рассказов Ольги Харитоновой «Чужая сторона» стал лауреатом литературной премии «Лицей–2024» имени А. Пушкина для молодых писателей и поэтов.

Наше прекрасное ЗАВТРА

Наше прекрасное ЗАВТРА

1 / 25

Как видят будущее авторы сборника рассказов «За ширмой тысячного ли», вдохновлённые новейшими разработками ведущих научных площадок страны? 

Позия цвета Галины Докучаевой

Позия цвета Галины Докучаевой

1 / 25

На картинах Галины Докучаевой суровая и строгая красота Сибири обретает новое, неожиданное воплощение. 

1247//1250