Грань, где быль сказкой становится

1 / 25    RU
Елена Абрамкина кандидат филологических наук, специалист в области лингвистических и фоноскопических экспертиз, поэт, член Союза литераторов России, автор книги «Ведьмина роща», литературный редактор

В Новосибирской государственной областной научной библиотеке состоялся XV Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно». Гости мероприятия встретились с известными писателями, книжными блогерами и издателями, познакомились с новинками в мире литературы и узнали о самых актуальных трендах, приняв участие в мастер-классах, лекциях и паблик-токах. В рамках фестиваля журнал Leaders Today приготовил серию эксклюзивных интервью с популярными писателями.

LT: Елена, как вы пришли в мир профессиональной литературы?

ЕЛЕНА АБРАМКИНА: С раннего детства я писала стихи, занималась в поэтической студии в городе Барнаул. И всю школьную жизнь активно участвовала в городских, региональных и всероссийских конкурсах. В 11 классе я даже получила президентскую премию поддержки талантливой молодёжи за своё творчество. Мне хотелось стать профессиональным писателем, поэтому я поступила на филологию в НГУ. И здесь меня ждало разочарование. Уже на втором месяце обучения я поняла, что мои тексты сильно уступают шедеврам знаменитых писателей, да и учёбы было столько, что я просто забросила творчество и до первого курса магистратуры не писала ничего, кроме стихов. Поэзия для меня — это всегда наитие, способ выплеснуть эмоции и пережить их. Зато в университете я увлеклась литературоведением, сказками, мифами, исследованием фольклорных образов в литературе. Начала я с Толкиена, решив посмотреть, какие народные образы и мотивы он использовал в своих произведениях. База, на которой вытроены труды писателя, глубока и обширна. Так родилась одна из моих научных статей: «Мотив волшебного леса в трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец». Позже я заинтересовалась русской литературой первой половины XIX века, эпохой романтизма. Пушкин, Лермонтов, Гоголь активно использовали в своих произведениях фольклор и сказочно-мифологические образы. В результате диплом, а позже и магистерскую диссертацию я посвятила исследованию образа границы между миром живых и иным миров в русских народных сказках и литературе XIX века. Именно эта научная работа и стала основой для моей книги «Ведьмина роща», которая вышла в издательстве «Феникс».

Расскажите немного о книге «Ведьмина роща», какие идеи там заложены?

Открыв книгу «Ведьмина роща», вы увидите классическую сказочную структуру по В. Я. Проппу: герой покидает дом, проходит испытания, инициацию, переходит в новый мир, обретает дар и возвращается уже иным. Это история о девушке Глаше, которая приезжает на каникулы в деревню и становится частью таинственных событий, которые кроме как колдовством, ничем другим не объяснишь. Сюжет разворачивается в начале XXI века и частично перекликается с моими детскими воспоминаниями о лете, проведённом в деревне. В книге есть мои авторские стихи и песни, созданные по образу и подобию фольклорных, а также заклинание, написанное на основе изученных мной этнографических материалов. Конечно, в «Ведьминой роще» главная героиня столкнётся лицом к лицу с неведомыми силами, но при этом одним из самых человечных персонажей будет именно предводитель нечисти. Одна из главных тем моего творчества  — проблема человечности. В эпоху интернета и социальных сетей общение стало более дистанцированным. Люди редко смотрят друг другу в глаза, и куда чаще — в экран. Поэтому они уже не боятся ранить неосторожным словом, а порой и намеренно выливают негативные чувства на собеседника. Всё это постепенно стирает в нас человечность, на место которой приходит эмоциональная слепота: мы перестаём понимать, как наши слова и поступки отражаются на других людях и как ими воспринимаются, забываем, что значит быть человеком. Поэтому во многих моих книгах чудовища и монстры зачастую гораздо человечнее и искреннее людей и пытаются вернуть эту человечность назад людям. 

Вы работаете судебным экспертом-лингвистом. Отражается ли этот опыт в ваших книгах?

 В фэнтези-цикле «Проклятые витражи», который я сейчас заканчиваю, главная героиня — маг-словесник, она устанавливает авторство текстов с помощью магии. В моей работе я тоже нередко сталкиваюсь с подобными запросами, но магии у меня, к сожалению, нет, приходится обходиться собственными знаниями и навыками. Некоторым историям из моей практики действительно самое место в книге. Одной из самых оригинальных и необычных экспертиз, которые я проводила, была  экспертиза сценариев реалити-квестов, когда одна компания обвинила другую в плагиате. Как впоследствии оказалось, обе компании позаимствовали идею у Кинга, взяв за основу один из его рассказов. Но пока такие истории в книги я не переносила. Возможно, когда-то мне захочется сделать это. И, конечно, моя работа формирует определённый образ мышления. Например, я сразу вижу скрытую пропаганду. Может быть поэтому я не особенно люблю читать русскую прозу прошлого века, по которой слишком грубо прошлась политическая цензура. Я не против цензуры как таковой и, зная силу воздействия текста, считаю, что цензура обязана быть, но при этом она должна быть деликатной, умной и выверенной. Если же пропаганда сквозит между строк, то значит, она уже не сработала. 

В 2025 году в издательстве «Феникс» выходит ваша новая книга «Песня для девы-осени». Можете коротко нам рассказать, о чём будет эта история?

Эта книга тоже будет в жанре славянского фэнтези. На её создание меня вдохновила аномальная погода, которая всё чаще наблюдается по всей наше планете. И я решила пофантазировать, а как бы люди с мифологическим мышлением объяснили климатические капризы. Так возникла история о том, как у Отца Неба и Матери Земли было четыре дочери: Весна, Лето, Осень и Зима. Когда пришла пора им выходить замуж, к Осени и Зиме женихи посватались одновременно. Сёстры решили вместе расшивать подвенечные платья. У Зимы дело спорилось, а у Осени — нет, уж слишком она была непоседливая и эмоциональная. Позавидовав Зиме, Осень примерила её подвенечный наряд. А платье сестры оказалось непростым, поскольку жених Мороз, наложил на украшения для наряда особые заклинания. И теперь дева-Осень подневольно вынуждена стать женой князя Мороза и нести бремя, которое ей не предназначалось. Снять заклятие и освободиться ей может помочь только один человек, и, чтобы его найти, каждую весну Осень отправляется путешествовать среди простых людей и искать того, кто её спасёт. В центре повествования не только боги, но и простые смертные. Один из главных героев – обычный гусляр, и именно его песнями и добрыми делами будут твориться история и меняться судьбы мира.

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Андрей Бортко
Ордынский сувенир покорил весь мир!

Ордынский сувенир покорил весь мир!

2 / 25

Лауреат премии «Лидеры сегодня–2024» Нина Мухлынина превратила районную школу искусств в одно из самых популярных мест в туристическом маршруте по Новосибирской области. 

Культура позволяет нам прожить недопрожитую жизнь

Культура позволяет нам прожить недопрожитую жизнь

1 / 25

Как первые лица Алтайского края способствуют продвижению местного культурного бренда и почему любовь к стране начинается с любви к слову.

Литературный дуэт из Сибири

Литературный дуэт из Сибири

1 / 25

О том, как дружеская переписка трансформировалась в бестселлер и об особенностях совместной работы. 

Социальный реализм, природа и роботы

Социальный реализм, природа и роботы

1 / 25

Сборник рассказов Ольги Харитоновой «Чужая сторона» стал лауреатом литературной премии «Лицей–2024» имени А. Пушкина для молодых писателей и поэтов.

Наше прекрасное ЗАВТРА

Наше прекрасное ЗАВТРА

1 / 25

Как видят будущее авторы сборника рассказов «За ширмой тысячного ли», вдохновлённые новейшими разработками ведущих научных площадок страны? 

Позия цвета Галины Докучаевой

Позия цвета Галины Докучаевой

1 / 25

На картинах Галины Докучаевой суровая и строгая красота Сибири обретает новое, неожиданное воплощение.