«Читаем Россию» — это серия современной прозы от авторов, которые пишут о тех регионах, в которых живут. Первая книга серии «Чёрная изба» представляет Новосибирскую область. О том, как дружеская переписка трансформировалась в бестселлер и об особенностях совместной работы рассказали соавторы «Чёрной избы».
«Чёрная изба», социальная драма с налётом мистики: семнадцатилетняя Катя из Барнаула мечтает учиться в консерватории в Новосибирске, но проваливает экзамен. Ехать домой не хочется, и Катя наугад поступает в аграрный колледж. Певицей там, конечно, не стать, зато — новая жизнь в большом городе, новые подруги, комната в общежитии. Вот только соседка Леночка ведёт себя странно: пропадает посреди учебного года и через два месяца возвращается совсем другой, замыкается в себе. Однажды она решает довериться Кате и рассказать, что же произошло в глухой сибирской деревне в ночь зимнего солнцестояния…
LT: Как вы пришли к идее вместе написать книгу?
НАТАЛИЯ КОЛМАКОВА: С Аней мы познакомились лет в 18. Мы обе увлекались ролевыми играми, в какой-то момент оказались в одной компании и с первого взгляда друг друга невзлюбили.
АННА ЛУНЁВА: Мы принадлежали к разным кластерам, которые традиционно друг друга презирали. (Смеётся.) Наташе нравились средневековые платья и песни на эльфийском, а меня интересовало главным образом историческое фехтование. Когда Наташа с мужем появились у нас в клубе, я подумала: «Ой, ну ещё одна девица пришла на тренировку стеречь своего парня». А потом мы умудрились почти одновременно уйти в декрет. Среди наших ровесниц у нас первых появились дети, и мы оказались в полной социальной изоляции. С маленьким ребёнком по тренировкам не побегаешь. Мы с Наташей притянулись друг к другу сначала на почве разговоров о детях, но скоро поняли, что можем говорить на любые темы сутками напролёт, и нам не надоедает.
НАТАЛИЯ КОЛМАКОВА: Мы ездили друг к другу в гости и болтали без остановки, а потом продолжали беседу в переписке. В какой-то момент вместе увлеклись одной музыкальной группой и начали играть в музыкантов, как в куклы: помещали их в разные странные обстоятельства и придумывали, чем это могло кончиться. Потом начали всё это записывать. Так появились наши фанфики, которые мы, конечно, не собирались никому показывать. Это просто было весело и отвлекало от довольно тяжёлой реальности матерей, запертых в четырёх стенах с детьми. Но в какой-то момент мы подумали: если обстоятельства в наших сюжетах полностью выдуманные, почему бы не выдумать и персонажей? Так в итоге и появилась «Чёрная изба». Мы её написали, когда начался ковид и все засели по домам. Если бы не карантин, наверное, и дальше бы ходили на работу и гоняли на концерты по городам и странам. С новыми книгами приходится подключать самодисциплину, очередная пандемия нам ни к чему. (Улыбается.)
Получается, «Чёрная изба» — ваша первая написанная книга?
НАТАЛИЯ КОЛМАКОВА: Первая законченная. До этого была история под названием «Замостье», такой вроде как хоррор про музыкальную группу (хе-хе), которая поехала в лес снимать клип и нечаянно пробудила спящую в чаще тёмную сущность. Но мы слишком поторопились выложить первые главы в интернет. Как сейчас помню один из комментариев: «Какой потрясающий язык, интересный сюжет, и какая мерзкая главная героиня!» А я эту героиню, её мысли и чувства во многом списала с себя, как часто делают начинающие писатели, и после такого комплимента дальше писать не смогла. Помаялась и начала новую историю — про девочку Катю, которая бежала от токсичной семьи и попала из огня да в полымя. Аня сначала злилась, что я бросила «Замостье», но тоже постепенно втянулась. Новую книжку мы назвали «Договор», а уже в издательстве она была переименована в «Чёрную избу».
АННА ЛУНЁВА: Сюжет «Избы» менялся много раз. Наташа загорелась идеей написать про современную деревню, в которой люди живут обычной жизнью: работают, уезжают учиться — и параллельно заключают союз с древним хтоническим существом ради собственной выгоды. Планировалась коротенькая страшилка с любовной линией, чтоб повеселить подружек. Я тогда как раз развелась, и Наташа с мужем предложили мне пока пожить у них, так что мы жили в одном доме и постоянно обсуждали сюжет, спорили, ругались. В итоге Наташин муж принёс ноутбук и сказал: «Пишите уже!» У меня было много работы, и я собиралась только редактировать, но, конечно, это переросло в полноценное участие, а история из забавной страшилки поехала куда-то в мрачную социальщину. Готовую рукопись мы сначала выложили в интернет, а через пару лет просто ради любопытства отправили на конкурс от издательства МИФ и книжного сообщества «Чердак с историями». Совершенно неожиданно конкурс мы выиграли, и «Чёрная изба» вместе с «Потерял слепой дуду» А. Григоренко открыла серию «Читаем Россию».
В рукописи «Замостья» главная героиня, по мнению читателей, была не особенно приятной. А как обстоят дела с персонажами «Черной избы»?
НАТАЛИЯ КОЛМАКОВА: Теперь мы шутим, что мерзкая главная героиня — наша визитная карточка. Персонажей мы любим прорабатывать довольно тщательно: почему они такие, почему так себя ведут? Какие у них были родители, друзья, школа? Как они вообще дошли до такой жизни? О каждом из героев мы знаем раз в десять больше, чем написано в книге. Как и реальные люди, они не плохие и не хорошие. Один и тот же человек кому-то может показаться неприятным, а кто-то ощутит с ним глубокую солидарность. Даже наш лесной дух не злой – он, скорее, природное явление. Разве ветер или дождь может быть злым? Но самое интересное: у него в тексте буквально несколько реплик, даже внешность не описана, но многие читатели его просто обожают. Видимо, чувствуют любовь, с которой мы его придумывали. (Смеётся.)
В рецензиях часто можно прочесть мнение, что у книги открытый финал. Почему вы решили не ставить точку в истории?
НАТАЛИЯ КОЛМАКОВА: Мы нарочно сделали так, чтобы каждый читатель мог самостоятельно решить, как дальше сложилась судьба героев. Я не очень люблю однозначные финалы в духе «зло побеждено, добро торжествует, герои поженились». Мне нравятся концовки, которые заставляют размышлять. Кто-то в отзывах пишет: «Какая мрачная история, сплошная безнадёга в конце», а кто-то говорит: «Как прекрасно, они будут вместе с лесным духом!» Разве не здорово, когда одна и та же книга заставляет читателей делать такие разные выводы?
АННА ЛУНЁВА: Сначала финал был другой, более определённый, но мы обе были им недовольны. Текст с ним лежал месяца два в интернете, а потом мы перечитали последнюю главу, удалили её и написали заново. Мы вообще часто так делаем в процессе: снова и снова полностью переписываем куски текста, пока они не начинают нравиться нам обеим.
А вы не думали написать отдельные книги уже не в соавторстве?
НАТАЛИЯ КОЛМАКОВА: Нам отлично пишется вместе. Конечно, у нас бывают разные мнения, мы спорим, можем даже поссориться, но в итоге это всегда идёт истории на пользу, делает её многомернее и интереснее. В «Избе» невозможно выделить фрагменты, где писала я, а где Аня, потому что мы постоянно правим друг за другом. Бывает, я напишу главу и лягу спать, утром просыпаюсь и не узнаю её — всё переписано! (Смеётся.)
АННА ЛУНЁВА: У нас бывают отдельные идеи, но если доходит до воплощения, мы всегда делаем это вдвоём. Одна бы я вообще ничего не написала — сложно совмещать работу, домашние дела и книги, особенно когда работа тоже связана с текстами. Я литературный редактор и гострайтер — пишу на заказ бизнес-литературу. Работаю на фрилансе, то есть рабочий день у меня «от обеда и до забора», пока работа не кончится. В таких условиях сложно находить время и настрой на свои тексты. Зато у Наташи рабочий день фиксированный, и мы в итоге друг друга вдохновляем и дисциплинируем. Хочется надеяться, что мы напишем ещё много интересного.
2 / 25
Лауреат премии «Лидеры сегодня–2024» Нина Мухлынина превратила районную школу искусств в одно из самых популярных мест в туристическом маршруте по Новосибирской области.
1 / 25
О том, как научная работа стала основой для книги и о тонкостях работы судебного эксперта-лингвиста.
1 / 25
Как первые лица Алтайского края способствуют продвижению местного культурного бренда и почему любовь к стране начинается с любви к слову.
1 / 25
Сборник рассказов Ольги Харитоновой «Чужая сторона» стал лауреатом литературной премии «Лицей–2024» имени А. Пушкина для молодых писателей и поэтов.
1 / 25
Как видят будущее авторы сборника рассказов «За ширмой тысячного ли», вдохновлённые новейшими разработками ведущих научных площадок страны?
1 / 25
На картинах Галины Докучаевой суровая и строгая красота Сибири обретает новое, неожиданное воплощение.