Частная образовательная школа «София» решила возродить День благодарения Сибири — праздник, широко отмечавшийся в Российской империи, но забытый после Гражданской войны. Торжество прошло 8 ноября. В этом выпуске мы подводим итоги пилотного проекта и обсуждаем с Еленой Чекалиной перспективы масштабирования праздника на всю территорию Сибирского федерального округа.
LT: Елена Анатольевна, откуда взялась идея празднования Дня благодарения Сибири и что это за праздник?
ЕЛЕНА ЧЕКАЛИНА: Идея возникла ещё во времена правления Александра III. Тогда сибирская общественность предложила создать праздник, символизирующий единение народов Сибири и её неразрывную связь с Россией. Это было особенно актуально, поскольку Сибирь поставляла в европейскую часть страны мясо, рыбу, металлы и мех, однако внутри региона были проблемы: конфликты с коренным населением и отдалённость от остальной России.
Александр III поддержал инициативу и обратился к жителям Сибири, подчеркнув важность региона для империи и равенство прав сибиряков с остальными россиянами. Праздник стал частью великих государственных торжеств XIX века и отмечался 8 ноября в память о присоединении Сибири. Дата совпадала с окончанием сельскохозяйственных работ, началом зимы и традиционным забоем скота, поэтому праздник получил название День благодарения Сибири.
Это было масштабное торжество с застольями, театральными постановками, собраниями и награждениями. Он отмечался не только в Сибири, но и в сибирских землячествах Москвы и Санкт-Петербурга. Праздник способствовал укреплению единства Сибири и России, став важным культурным событием.
И вот, как завещали предки, 8 ноября софийцы широко отметили памятную дату. Расскажите, как это было?
Разрабатывая программу, мы вдохновлялись опытом проведения аналогичных мероприятий в других крупных сибирских городах. Однако оказалось, что таких событий в нашем регионе совсем немного, и они недостаточно объединяют живущие здесь народы. Поэтому мы решили соединить в праздновании этой даты научные и художественные элементы.
Для младших школьников мы организовали встречи с сибирскими писательницами Ириной Гурковой и Марией Савиной, которые рассказывают о Сибири в своих произведениях. А Владимир Редкозубов, руководитель фонда «Моё открытие Сибири» и основатель музея сказок и легенд «Баюшки» вместе с сотрудниками Новосибирского краеведческого музея познакомил детей с мифами и сказаниями малых народов и провёл увлекательный мастер-класс.
Старшеклассников в этот день ожидала интересная беседа с лучшим библиотекарем страны (по итогам всероссийского конкурса 2022 года. – Прим. ред.) Сергеем Петуниным, который раскрыл историю становления сибирского литературного творчества и значимость вклада сибирских писателей в российскую культуру.
Кульминацией программы для старших классов стала «Сибирская званая встреча» с известными новосибирскими художниками, членами Союза художников России – Сергеем Мосиенко, Максимом Афанасьевым и Михаилом Паршиковым. Учащиеся заранее изучили творчество этих мастеров и подготовили собственные рисунки в их стиле, которые и представили гостям. Художники высоко оценили работы учеников и даже предложили отправить их на детские конкурсы рисунков.
Какой же День благодарения без вкусных угощений! Чем удивляли и потчевали гостей?
Какое блюдо в Сибири считается самым семейным? Конечно же, пельмени! В старину вся семья усаживалась их лепить, причём мясо не крутили, а рубили, и это была мужская работа. Что интересно, привычные лук и специи тогда в начинку не добавляли, вместо этого использовали сибирские ягоды – бруснику, клюкву, морошку. Пельмени сибирские делались как из свинины и домашней птицы, так из лосятины и оленины. Обязательно в фарш добавляли тёртый лёд, чтобы пельмени получались сочными. Мы решили поддержать традицию коллективной лепки и всей школой, включая родителей учеников, налепили примерно тысячу вкуснейших пельменей, при этом ни один лось или олень не пострадал.
Невозможно представить сибирское застолье и без душистого согревающего чая. Сибиряки знали толк в этом напитке, воспринимали его как отдельное блюдо, которое готовилось десятками способов и включало разнообразные ингредиенты. Каждый народ по-своему заваривал чай: кто-то добавлял в него соль и специи, кто-то крупы, кто-то масло, а кто-то – полезные полевые травы. В вопросах чаепития сибиряки, можно сказать, были избалованы даже больше, чем жители европейской части России: ведь Сибирь граничила с Китаем, откуда шли отменные сорта чая.
Вы мечтаете, чтобы этот праздник превратился в глобальный проект, который объединит не только город, но и весь регион. Что для этого нужно и почему это важно для вас?
Во-первых, необходимо глубже изучить понятие сибирской идентичности. Хотя существует множество статей на эту тему, большинство из них относятся к XX веку, тогда как в XXI веке таких исследований проводится меньше. Важно инициировать новые масштабные проекты, исследующие сибирскую идентичность, корни которой начинаются с конца XVII века. Необходимо тщательно проанализировать, кем является сибиряк, какие смыслы заключаются в терминах, связанных с ним.
Необходимо глубже изучить понятие сибирской идентичности
Во-вторых, требуется объединить разрозненные инициативы, существующие в городе. На уровне областной администрации следует запустить проект по возрождению Дня благодарения Сибири, который охватывал бы различные сферы – науку, культуру, искусство, образование. Этот проект поможет нам гордиться нашим регионом. Можно использовать опыт Советского Союза, создавая агитбригады, выпуская литературу и информационные материалы, воспевающие Сибирь. Было бы полезно учредить награду, такую, как орден или медаль «Настоящий сибиряк» или «За вклад в развитие Сибири». Кроме того, стоит активно продвигать визуальную символику и мерч, отражающие величие Сибири.
Елена Анатольевна, 14 декабря школа отмечала ещё один праздник – свой 32-й день рождения. С каким итогами вы закрываете этот год, чем особенно гордитесь?
У нас есть два значимых праздника: 30 сентября — День ангела, когда школу посещает протоиерей, клирик Новосибирской епархии, профессор Александр Реморов. Он освящает школу, проводит молебен на успешную учёбу и беседует с детьми о вопросах добра и зла, миропонимания. Это наша давняя традиция. Вторая важная дата — День рождения школы, который мы отмечаем традиционными софийскими пирогами.
Этот год был ознаменован выдающимися успехами: семь из десяти наших выпускников получили медали, подтвердив свои высокие оценки на ЕГЭ. Год оказался насыщенным событиями: вышли многочисленные публикации учителей и учащихся, успешно реализованы более 20 проектов на русском и английском языках. Мы впервые попробовали провести два новых праздника: День благодарения Сибири и экологический праздник «Мир — это и их дом тоже», посвященный защите природы и животных. В рамках последнего мы организовали акцию по переработке старых вещей, превратив их в новогодние игрушки и украшения.
Среди достижений года я также выделяю нашу финансовую ярмарку, которую мы усовершенствовали с учётом рекомендаций экспертов по финансовой грамотности. Следующая ярмарка не только даст детям возможность заработать карманные деньги, но и поможет приобрести полезные навыки управления финансами.
Весь год мы с учениками принимали участие в традиционных благотворительных акциях помощи детскому дому, ветеранам и малоимущим семьям.
Таким образом, мы завершаем 2024 с чувством глубокого удовлетворения и с готовностью сделать ещё больше в 2025 году!
Благодарим за помощь в организации фотосессии Арт-галерею «Коллекция»
Благодарим за помощь в создании образа бутик итальянской одежды Luisa Spagnoli
11 / 24
Сложно переоценить роль воспитания и обучения в детском саду и начальной школе, где должно уделяться особое внимание психологическому и эмоциональному комфорту детей.
11 / 24
Частная школа и детский сад «Наследие» получили премию «Лидеры сегодня–2024» за создание инновационной педагогической технологии Culture-based learning («Развитие через культуру»).
11 / 24
Елена Евгеньевна Показаньева – яркий представитель классической академической музыкальной школы Новосибирска. Более 20 лет она работает с детскими и взрослыми коллективами ДШИ № 23, открывая новые таланты в хоровом искусстве России.
7 / 24
Задача школы – воспитание культурного человека, который способен рефлексировать над собственными действиями и опытом предков.
6 / 24
С какими потерями мы вышли из болонской модели и почему живое слово сильнее тестов?
5 / 24
Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы.