Социальный реализм, природа и роботы

1 / 25     RU
Социальный реализм, природа и роботы
Ольга Харитонова писатель, сценарист анимации, преподаватель литературного мастерства, руководитель новосибирского отделения Союза литераторов России

Участница фестиваля «Белое пятно», мастер малой прозы Ольга Харитонова рассказала о том, как самые обычные люди или даже сломанные вещи могут послужить источником вдохновения. Об её профессиональном пути и сборнике рассказов «Чужая сторона» — в нашем материале.

Сборник рассказов «Чужая сторона» объединяет канон мягкой научной фантастики и социального реализма, точно и цельно отражая современность. Писательница реконструирует ландшафты и интерьеры, знакомые любому жителю постсоветского пространства и изящно вводит в сюжеты небольшие фантдопущения как поводы для разговора о телесности, самоидентификации, проживании горя и гуманизме — не глобальном, ради спасения расы, а бытовом, делающем людей людьми.

LT: Ольга, ты с детства хотела стать писателем?

ОЛЬГА ХАРИТОНОВА:Я писала рассказы лет с шести, но никогда особенно не фантазировала на тему будущей профессии — мне просто нравилось в свободное время сочинять истории.

Мне всегда легко давалась учёба, я любознательная и активная. Сейчас имею четыре диплома по разным специальностям: «агрохимик, почвовед и эколог», «учитель младших классов», «педагог дополнительного образования» и «дизайнер». А вот филологического образования у меня нет. Но я прошла классический путь писателя: сначала посещала молодёжное литературное объединение при библиотеке, потом начала принимать участие в региональных семинарах и выросла до членства в Союзе литераторов России в секции драматургии и сценаристики. Именно этот союз и предоставил мне стипендию от Министерства культуры на первое издание сборника «Чужая сторона», позже книга стала лауреатом премии «Лицей». Параллельно я писала сценарии для анимационных проектов, например, таких, как «Синий трактор», «Оранжевая корова», «Бобр добр», сотрудничала с крупными анимационными студиями — «Союзмультфильм», «Паровоз», «100киловатт» и другими.  И, конечно, я активно публиковала рассказы в толстых литературных журналах, участвовала в разных конкурсах и литературных мероприятиях.

Какая главная тема объединяет твои рассказы в сборнике «Чужая сторона»?

Изначально эти тексты не были написаны под одну обложку. Просто, получив стипендию, я собрала все свои самые сильные рассказы, написанные с 2018 года. И, снова взглянув на них, поняла, что в них прослеживается общая идея, видимо, волновавшая меня в тот период жизни. «Чужая сторона» —как предложение проследить за историей другого человека где-то в параллельной реальности или примерить на себя иную судьбу, что-то изменив в своей жизни. Так семь реалистичных рассказов и пять фантастических хорошо легли в одну концепцию пребывания на «Чужой стороне». Место действия – современная Россия, лишь один рассказ охватывает прошлое, поскольку его сюжет разворачивается в 30-х годах XX века. Мои герои — это обычные люди. Мне всегда было интересно подглядеть, подслушать, как работают представители самых разных профессий, или узнать судьбу человека, который, например, едет со мной в одном поезде, мелькает в окне многоэтажки, торопится на остановку. Поэтому и своим читателем я вижу того, кто, как и я, глубоко интересуется Россией и теми, кого он встречает каждый день на улицах. В моих рассказах особое место занимает природа: это и дань моему любимому Паустовскому и отголоски профессии агронома. Но помимо этого я люблю играть с читателем, обманывая его ожидания, так что на страницах моей книги живописное описание местности может прерваться появлением роботов.

В своих социальных сетях ты часто выкладываешь необычные фотографии: старый стул, брошенный у дома, или ободранная подъездная дверь. Почему?

Меня привлекает эстетика безобразного, которая проявляется в нарушении гармонии, целостности и совершенства формы. Я обожаю фотографировать надписи и рисунки на заборах. Когда люди приходят ко мне учиться литературному мастерству, я веду их гулять по городу, находить и запечатлевать то, что бросается в глаза, а потом это описывать. Мне интересна судьба вещей, к которым приложил руку человек. Как правило, чем больше он с ними взаимодействовал, тем заметнее оставленные следы. Вот брошенный стул: он сломан, ободран, изрисован, перенесен и поставлен на странное место. В этом я вижу проявление человеческой энергии, которая в большинстве случаев довольно разрушительная, и реже — созидающая. И мне нравится разгадывать, какая история скрывается за той или иной вещью, что она может мне рассказать о месте и людях, её окружающих. Я обращаю внимание на обычные предметы, мимо которых большинство людей просто проходят. Вот стоит короб на остановке, где всё исписано подростковой рукой. И я сразу думаю: «А почему Вася ненавидит Петю? Что они не поделили? Сколько стояли на этой остановке и откуда у них маркер?» К сожалению, таких следов человеческого пребывания становится всё больше, ведь если бы люди бережнее относились к окружающей среде, то всё было иначе. Но это уже во мне говорит эколог. (Улыбается.) А писатель любит всё подмечать и осмыслять в том числе через текст.

А какие темы тебе хочется поднимать в своих рассказах?

Сейчас мне интересна литература общественной травмы. Для нового сборника я взяла истории, которые мне нравились в детстве, в юности, начиная с «Человека-амфибии» Беляева и заканчивая «Приключениями Электроника», придумала их ретеллинг и добавила к ним остросоциальные темы, которые многих триггерят сейчас. Например, я написала нового «Человека-амфибию», в котором главным героем стал член экипажа «Курска», внезапно получивший способность дышать под водой. Он возвращается домой после аварии и пытается найти себя в обществе, решая вопросы, которые заново ставит перед ним жизнь. Все мои тексты так или иначе про реальность, мне никогда не хотелось уйти в фэнтези, писать про драконов или королей. Чем ближе сюжет к тому, что я вижу за окном, тем для меня увлекательнее. Я люблю максимально быстро реагировать на события, которые меня задели, именно это даёт мне творческую энергию и вдохновляет. Например, случилось страшное наводнение в Орске, под впечатлением я сразу погрузилась в новостные ленты, стала просматривать документальные снимки, читать свидетельства очевидцев и поняла: «вот они, мои герои». Так появился фантастический рассказ о том, как город внезапно затопило, и в дом к одной старушке заплыла необычная рыба, которая вовсе и не рыба…

Изменилось ли что-то в твоей жизни после победы на престижной литературной премии «Лицей»?

Известное издательство «Альпина.Проза» заключило со мной договор, были предложения и от других китов издательского рынка. Но в остальном особенных изменений нет. Сейчас я только наблюдаю зарождающийся тренд на короткую прозу, в сторону которой наконец-то стали разворачиваться читатели и издатели. Конечно, мне хочется, чтобы рассказы занимали такую же долю на рынке, как и литература крупных форм. Но пока до этого далеко. Бывает, меня спрашивают: «Зачем слила такие классные идеи на рассказы? Могла бы написать несколько книг!» Я даже встречала мнение, что «не написал роман — ещё не настоящий писатель», хотя это, конечно же, не так. После победы сборника «Чужая сторона» я получила множество хороших рецензий как от читателей, так и от профессионалов из мира литературы. И это радует, поскольку после победы я мысленно готовилась к хейту, зная, насколько пристальное внимание общественности будет обращено в мою сторону. Кто знает, возможно, придёт время, и я захочу написать роман. Но пока мне нравится работать в жанре малой прозы, ведь это то, что у меня действительно хорошо получается, а главное, находит положительный отклик у читателей. 

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Елена Захарова
Как девица из лап смерти выбиралась

Как девица из лап смерти выбиралась

8 / 25

Честный, светлый, вдохновляющий спектакль-концерт, основанный на реальной драматичной истории, представила новосибирцам  Ольга Стволова. 

Книги сентября: другой человек

Книги сентября: другой человек

8 / 25

Мастер мистификаций Стивен Кинг, создатель Шерлока Холмса Артур Конан Дойл и дебютант современной российской фантастики Максим Эверестов — подходящая компания, чтобы с пользой скоротать осенние вечера. 

Мост между культурами: Стефано Войс о музыке, которая объединяет

Мост между культурами: Стефано Войс о музыке, которая объединяет

8 / 25

Что получится, если смешать темперамент, итальянскую страсть и виртуозную чечётку? Ответ — Стефано Войс! 

С небом в сердце

С небом в сердце

8 / 25

Новосибирский астрофотограф Алексей Поляков создаёт завораживающие по своей красоте и точности передачи снимки Солнца, планет, галактик. 

Счастье звучит дома: музыканты о любви к русской сцене

Счастье звучит дома: музыканты о любви к русской сцене

8 / 25

Когда двое выдающихся музыкантов сходятся вместе, разговор всегда получается ярким и содержательным. Участники этого интервью рассказали о достоинствах российской исполнительской школы и раскрыли, что значит простое счастье быть музыкантом.

Мягкая сила искусства

Мягкая сила искусства

8 / 25

Новосибирский художник Антон Супрун продолжает свой творческий путь, и теперь его выставочная деятельность охватывает всё больше новых мест по всему миру. 

1247//1250