Имя Владимира Берязева, российского поэта, эссеиста, переводчика и публициста, прочно связано с легендарным литературным журналом «Сибирские огни», которым он руководил 15 лет. В ходе XV Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно» наш колумнист, сотрудник Новосибирской государственной областной научной библиотеки Сергей Петунин встретился с поэтом, чтобы обсудить уникальную сибирскую поэзию, насчитывающую два столетия и множество выдающихся имен.
Я уже устал от «Кока-колы»,
И «Мадера» мне не по душе:
Старые татарские глаголы,
Как ледышки, брякают в ковше.
Ломит зубы воздух полусонный,
В тишину завёрнуты мозги,
Вечера белёсые кальсоны
Вётлами полощет у реки.
– Энкиду! – кричу, – куда ты делся?
Отчего пустынен водопой?
От меня укрыться не надейся,
Я иду по следу за тобой…
Из Баян-Ульги в сады Буяна,
Где пылает пламенный цветок,
От «Хава нагилы» до Корана
И до лотофагов на Восток.
Смерть уже не месть и не преграда,
Время истончилось, как ручей –
Сон зеленоглазого смарагда
И бряцанье тысячи ключей.
Друг мой, на кругах, на Божьих дисках,
Путь любви прописан от и до…
И звезда срывается на дискант,
Где чистым-чиста вода со льдом.
LT: Владимир Алексеевич, в 2022 году журналу «Сибирские огни» исполнилось 100 лет. Он стал одним из старейших литературных изданий страны. Что, по вашему мнению, позволило ему выстоять, несмотря на трудности, когда многие подобные издания закрылись?
ВЛАДИМИР БЕРЯЗЕВ: Столетнее существование журнала можно назвать настоящим феноменом евразийской культуры. «Сибирские огни» выжили благодаря ряду исторических личностей и обстоятельств. С самых истоков здесь сформировался сильный коллектив, ядро которого составили три выдающихся сибирских поэта: Леонид Мартынов, Павел Васильев и Сергей Марков. Это как три ветви одного сибирского кедра, давшего очень интересные и разнообразные плоды. Павел Васильев заложил основы евразийской традиции, а Леонид Мартынов, начавший как футурист, прославил освоение пространства и стихий. В цикле «Лукоморье» он создал образ идеальной Сибири будущего. Сергей Марков исследовал открытия русских землепроходцев и воспел Русский Север и Русскую Америку. Все трое из Омска, но начали свой гениальный старт, заложив прочный литературный фундамент именно в Новосибирске.
Отмечу, что и первые два съезда сибирских писателей прошли на базе «Сибирских огней». Позже Москва переняла эту инициативу, создав мощную структуру управления литературой. Мы же продолжили традицию и провели в 1999–2002 годах под эгидой «Сибирских огней» третий и четвертый съезды писателей.
В сложные 90-е и 2000-е годы журнал поддерживали бизнес-сообщество, администрация региона и литературные силы Сибири. Вокруг «Сибирских огней» объединились значимые социальные группы, что привело к созданию государственного унитарного предприятия.
Как вы оцениваете период своего руководства журналом, когда он получил международное признание, несмотря на критику за интерес к зарубежным авторам?
К этому моменту Сибирь уже была полностью изучена и освоена: построен БАМ, открыты нефтяные и газовые месторождения. Я же глубоко интересовался историей и археологией Сибири, изучал труды выдающегося археолога Алексея Павловича Окладникова, участвовал в экспедициях в Горный Алтай и Хакасию. Когда я стал директором и главным редактором, я сделал неолитическую Кондонскую Нефертити Окладникова символом журнала, чтобы подчеркнуть многовековую историю сибирского искусства.
На страницах «Сибирских огней» я стремился публиковать произведения различных литературных направлений: от метафористов и конструктивистов до патриотичных авторов. Главное условие было одно — наличие таланта, поэтому мы сотрудничали с авторами из Германии, Франции, Канады, США и других стран. Благодаря этому подходу публикация в нашем журнале стала престижной. Однако это же привело к критике со стороны местных авторов, которые обвиняли меня в излишнем космополитизме.
На фестивале «Белое пятно» у вас был творческий вечер: вы читали свои стихи и слушали поэзию молодых авторов. Каковы ваши впечатления?
Организаторы приятно удивили: вместо ожидаемой скуки вечер прошёл в живой атмосфере общения и чтения современной литературы. Это радует, ведь последние 20 лет я наблюдал снижение интереса читателей и падение профессионального уровня литераторов. Поэзия больше не является мощным идеологическим инструментом, утратила статус настоящего ремесла. Сегодня количество людей, пишущих стихи, исчисляется миллионами благодаря открытым ресурсам вроде «Стихи.ру».
Современные авторы развращены возможностями интернета, позволяющими мгновенно публиковать свои творения. Софья Андреевна Толстая, например, переписывала роман мужа «Война и мир» семь-восемь раз. Такие писатели, как Василий Белов, Михаил Алексеев и Виктор Астафьев также многократно перерабатывали свои рукописи, добиваясь совершенства. Сейчас же всё делается на скорую руку.
Однако после «Русской весны» появилось много новых имён, вы даже собственный рейтинг для «Литературной России» составили. Какие современные поэты заслуживают внимания?
Меня попросили оценить номинантов Национальной литературной премии «Слово». Десять лет назад, размышляя о поэзии, я писал: «Сердце художника осознаётся автором как горящее воронье гнездо на закате, как идеальное в своей пронзительной тоске место обитания смерти. Осознание смертности исходит из детских впечатлений, поднимаясь к небу, к Богу. Эта метафизическая тоска сливается с чувством любви к Родине».
Поэт должен любить Россию странной лермонтовской любовью
Поэт должен любить Россию странной лермонтовской любовью, наполненной состраданием и верой, а не славословиями. Исходя из этого, я рекомендую обратить внимание на Елену Крюкову («Лазарет»), Валерия Котеленца, Марию Ватутину, Олесю Николаеву, Вячеслава Куприянова и Игоря Панина. Жаль, что Андрей Расторгуев и Игорь Караулов не вошли в шорт-лист, хотя они значительно превосходят некоторых финалистов.
Владимир Алексеевич, вы, кажется, завели и свой видеоблог, где рассказываете о сибирской поэзии в лицах….
Мой проект называется «Два века сибирской поэзии». Уже выпущено четырнадцать видео, которые пока доступны на YouTube, но скоро появятся и на отечественных платформах. Сейчас работаю над новыми лекциями: недавно закончил запись о Леониде Мартынове, до этого рассказывал о Елизавете Стюарт, а теперь готовлю материалы о Сергее Маркове и Александре Кухно. Хочу показать, какими богатствами обладает сибирская поэзия, существующая уже два века! Если вам интересно, присоединяйтесь!
3 / 25
Роман Кочержевский представляет на сцене «Красного факела» одну из жемчужин британской комедии нравов XVIII века — «Школу злословия» Ричарда Шеридана.
3 / 25
Стремясь к постоянному развитию, Ирина Камынина решила попробовать себя в режиссуре. Её дипломный спектакль вошёл в репертуар родного театра, а сейчас она работает над постановкой прекрасной и печальной «Триумфальной арки».
3 / 25
Яркие истории о женщинах, оказавшихся в центре невероятных событий. Эти рассказы полны эмоций, силы духа и вдохновения, ведь их героини не только преодолевают трудности, но и меняют мир вокруг себя.
2 / 25
Лауреат премии «Лидеры сегодня–2024» Нина Мухлынина превратила районную школу искусств в одно из самых популярных мест в туристическом маршруте по Новосибирской области.
2 / 25
Известные произведения советского кино, отражающие простые настоящие чувства, прозвучат 5 марта в музыкально-поэтической программе «Город влюблённых».
2 / 25
Дин Итэн – молодой талантливый режиссёр из Пекина, завоевавший признание не только на родине, но и за её пределами.