Эпиграфом к встрече стало исполнение актрисой Екатериной Духовской стихотворения Р. Рождественского «Если вы есть – будьте первыми». А представил главного гостя литературный критик Сергей Петунин: «Геннадий Мартович – писатель, поэт, переводчик, публицист, путешественник, а главное – человек с великолепным чувством юмора, эрудированный собеседник, с которым всегда интересно и весело. Способность передать атмосферу мест – это фирменное умение автора. Где только он ни побывал! Его произведения погружают в ароматы, пейзажи, звуки тех мест, о которых повествуется в текстах. Одной из вершин творчества Геннадия Прашкевича, несомненно, претендует стать его недавно дописанный роман «Варвары идут».
С идеи этого произведения и начал беседу Геннадий Мартович. В 1970-х годах «Литературная газета» направила его в Хакасию на Боярскую писаницу – древний памятник изобразительного искусства, включающий в себя петроглифы. Местный археолог посетовал, что иной раз пастухи от скуки сбивают молотком то, что было создано много тысячелетий назад, потому что «они видят, что предок их ошибался, далеко не всё знал; значит, они вправе править петроглифы!»
«С кем его сравнить? Не с кем. Да и не надо сравнивать. Пустое это занятие. А надо – читать и перечитывать».
Борис Стругацкий о Геннадии Прашкевиче
Об этом Геннадий Прашкевич написал статью «Наказуемо ли невежество?» Но история эта так и осталась жить в нём. И вот почти через 50 лет Геннадий Мартович подступился к давней теме в своём романе о будущем: «Я решил, как Герберт Уэллс, великий фантаст, автор романа «Машина времени», прорвать завесы веков, и заглянуть сразу в 77 777 год». Именно в этот временной период попал Бобров, главный герой нового романа, житель новосибирского Академгородка. Оказалось, что в и в таком далёком будущем можно столкнуться с проблемами, мучающими сегодняшнее человечество. В финале романа звучат строфы из стихотворения «В ожидании варваров» Константиноса Кавафиса:
– Отчего ораторы онемели?
– Идут варвары, они не любят слов.
– Отчего не работают водопроводы?
– Идут варвары, спрашивайте их.
– Отчего все кричат и разбегаются?
– Идут варвары…
Весть с границы: варвары не пришли, Варваров вовсе и не было.
Что теперь будет? С варварами была хоть какая-то ясность.
Геннадий Мартович рассказал, что в давнем своём детстве, живя в небольшом селе в Красноярском крае, мечтал о трёх вещах: объехать весь мир, заниматься наукой и написать интересную книгу. Он понимал, что это почти невозможно, но верил и добивался. В итоге все эти мечты осуществились! «Я уже в три года научился читать, – вспоминает писатель. – Первой прочитанной мною книгой стала «Цыганочка» Сервантеса. К сожалению, я ничего в ней не понял. Зато следующей прочитанной книжкой оказался роман «Затерянный мир» Конан Дойла, открывший для меня удивительный мир древних времён! Помню большой том с картинками «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль» Чарльза Дарвина. Разные книги будоражили моё воображение и поддерживали мечту! Внутренне я был готов ко многому. Ощущал себя совершенно счастливым, когда смотрел на блестящие от солнца гранитные берега Енисея. Улица нашего села буквально упиралась в тайгу, и любопытство никогда меня не оставляло. «А что за тем поворотом? А за тем? А там дальше?» Прекрасное и фантастическое нет смысла придумывать, оно всегда присутствует в нашей жизни!»
Одним из своих самых любимых литературных произведений Геннадий Мартович назвал роман Редьярда Киплинга «Ким», удостоенный, кстати, Нобелевской премии.
«Я даже в Индию брал с собой эту невероятную книгу, чтобы перечитать её там, где она была написана»
Из собственных произведений писатель особо отметил исторический роман о выходе России к Тихому океану «Секретный дьяк», который писался чуть ли не двадцать лет.
На вопрос гостей о том, изменился ли жанр фантастики, писатель ответил, что фантастика ХIХ века, начиная с Жюля Верна, конечно же, мало похожа на фантастику ХХ века – произведения Герберта Уэллса, Рэя Бредбери, Станислава Лема, Ивана Ефремова, братьев Стругацких и т. д. «Многое зависит от времени, в котором жил и работал автор. Можно ли сейчас написать «Туманность Андромеды» или «Дети капитана Гранта»? Меняется отношение человека к мечте и цели… У нас в 1991 году произошло мощное обрушение культуры, фантастика выродилась в антиутопии – атомные войны, роботы, чудовища с других планет, земная нежить. Призыв «Вы свободны! Пишите, что хотите!» многими авторами был понят как вседозволенность. Невежественные авторы обратились к лёгкому (как они считали) жанру – к фэнтези. Начинающим сибирским писателям я советую изучать удивительный северный фольклор, мифологию племён и народностей, населяющих наши северные территории».
Поделился Геннадий Мартович и секретами своей активной продуктивной деятельности: «На протяжении многих десятилетий я ежедневно встаю в четыре часа утра. До девяти часов – моё главное рабочее время, когда никто не мешает».
Мероприятие подходило к концу, а вопросы слушателей всё не заканчивались – настолько интересным, обаятельным и жизнеутверждающим собеседником оказался герой вечера. Творческая встреча прошла в уютной атмосфере Арт-галереи «Коллекция», где некоторые из выставленных картин алтайского художника Сергея Дыкова словно иллюстрировали книги Геннадия Прашкевича.
Партнёры мероприятия: Арт-галерея «Коллекция», бутик элитного чая и кофе Tea Room, бренд «Королевский марципан», компания «Легенда Сибири».
Коллаж: Сергей Мосиенко