Актриса Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» Ирина Камынина создала десятки ярких и запоминающихся образов. За роль Мадам – хозяйки маяка в легендарном мюзикле «Алые паруса» на музыку М. Дунаевского – она была удостоена национальной премии. Стремясь к постоянному развитию, Ирина решила попробовать себя в режиссуре. Её дипломный спектакль вошёл в репертуар родного театра, а сейчас она работает над постановкой прекрасной и печальной «Триумфальной арки».
LT: Ирина, в этом году «Глобус» отмечает своё 95-летие. С какими новыми вызовами театр сталкивается сегодня и что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы он оставался важной частью культуры?
ИРИНА КАМЫНИНА: Ну, с какими вызовами… не знаю, с какими вызовами. Время идёт вперёд, и театр тоже не стоит на месте. Появилось много новых технологий, которые театр успешно осваивает. Появляются новые возможности реализации даже самых безумных идей. В «Глобусе» новейшее техническое оборудование, поэтому воплотить в жизнь возможно практически любой замысел.
Что касается важной части культуры… Театр, как направление в искусстве, был ею и остаётся. Театр – место для впечатлений. Люди приходят сюда за живой энергией. И пока человечество живо, будет жить и театр. За 95 лет «Глобус» пережил многое, но он всегда шёл в ногу со временем. Было много перемен, много разных режиссёров. Через него прошло несколько поколений актёров. Он начинался как абсолютно детский театр, а сейчас расширился до так называемого синтетического театра. Здесь можно увидеть всё: от детской сказки до мюзикла. Любой зритель может найти здесь то, что близко именно ему. У нас уникальная труппа, которая постоянно развивается и растёт благодаря работе с разными режиссёрами, разными жанрами. Наши артисты могут всё. Желаю моему «Глобусу» дальнейшего процветания и новых высот.
Театр часто называют зеркалом общества. Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то какие темы сейчас наиболее актуальны для постановки?
Я не считаю театр зеркалом общества. Театр, скорее, зеркало человеческой души. Не бывает так, чтобы театр отражал только проблемы сегодняшнего дня. Он не газета. Театр зависит от пьесы. Бывают современные пьесы, которые написаны в предлагаемых обстоятельствах сегодняшнего дня. Помимо современных пьес есть и классика.
Театр – место для впечатлений. Люди приходят сюда за живой энергией
Бывает так, что режиссёр расставляет акценты в известной классической пьесе так, что она начинает звучать очень современно, как будто написана сегодня. Это уже искусство режиссуры. Но в любом случае тему всегда делают персонажи, их поступки, их мысли. И чем точнее сыгран персонаж, тем объёмнее возникает тема. И зрители следят именно за персонажами, любят или ненавидят их. И через них они что-то понимают о себе. Поэтому в театре всегда будут актуальны темы любви, дружбы, мести, предательства, храбрости и трусости, счастья, жизни и смерти и т. д., и т. п.
Тема любви нашла отражение в вашем дипломном спектакле «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина. Постановка получила много положительных отзывов в СМИ и даже успела побывать на гастролях в Минске. Насколько вы как начинающий режиссёр чувствовали себя уверенно в этом материале? И удалось ли, на ваш взгляд, установить диалог со зрителем?
В этом материале я чувствовала себя уверенно. Потому что я сама его выбрала. Мне дали возможность поставить то, что я предложила. И это бесценно. Поэтому в работу я шла уверенно и точно знала, чего хочу. Это прекрасная пьеса о любви и предательстве, предательстве прежде всего самого себя. Это хороший текст, пронизанный тонким юмором. Он очень понятен и близок почти каждому. Судя по слезам и смеху в зале и горячим отзывам после спектакля, диалог со зрителем есть!
А каково ваше мнение о режиссёрских интерпретациях? Ведь многие берутся за классику, но не у всех получается её переосмыслить…
Режиссёр имеет право на свой взгляд, на своё видение материала, если только это не заказ. Мне всегда интересна режиссёрская интерпретация, я за ней иду в театр, потому что за этим стоит другой взгляд, за этим видна личность режиссёра, его позиция. Но интерпретация прекрасна только в рамках художественного образа – если она выходит за границы художественного образа, она превращается в безвкусицу. И смотреть на это невозможно.
Вы уже 25 сезонов служите сцене как ведущая актриса театра, а недавно начали уверенно осваивать режиссуру. Трудно ли вам совмещать эти две роли, и как вы строите взаимоотношения с коллективом?
Я легко совмещаю в себе актрису и режиссёра. Когда я актриса – я исполняю чужую волю, когда я режиссёр – свою. Я гибкий человек, и переход от одной роли к другой не составляет для меня труда. Отношения с коллективом я строю на любви и уважении. Я бесконечно уважаю моих коллег, а некоторых нежно люблю. Актёрская профессия очень помогает в режиссуре, помогает понимать и чувствовать актёров, угадывать, что им нужно в данный момент, что сделать, чтобы лучше раскрыть персонажа.
В ваших интервью часто звучит тема поиска собственного пути. Как вы сейчас ощущаете себя и в чём видите свою миссию?
Слово «миссия» меня пугает. Я не знаю, в чём моя миссия. Я не знаю, в чем моё предназначение. Мне кажется, узнать это можно только за пределами жизни, взглянуть на неё со стороны и сделать какие-то выводы, типа: «вот в чём, оказывается, было моё предназначение!» Я завидую тем людям, которые точно знают свою миссию, мне кажется, это какой-то подарок свыше – узнать, для чего ты рождён…
«Познай себя» – вот это мне понятно, понятно как движение, как толчок к жизни. И я пытаюсь себя узнавать. Делать какие-то выводы из результатов собственных поступков. Пытаться понять, чего я в действительности хочу, что я на самом деле могу. Не врать себе – это даётся с трудом, но иногда получается. Путь к себе интересен, бесконечен и сулит много приключений и открытий. По поводу того, как я ощущаю себя в данный момент: я пытаюсь затормозить время. Оно мне сейчас очень нужно для работы над новым спектаклем. Каждый день приближает нас к премьере, и хочется всё успеть.
Премьера состоится 16 и 17 апреля 2025 года на малой сцене театра «Глобус». Давайте пригласим читателей на это событие!
Приходите. Мы делаем спектакль, чтобы вы его увидели. Будет повод перечитать прекрасный тонкий роман Ремарка. Там столько всего, что не вошло в инсценировку! Да и «Триумфальная арка» на театральной сцене – это интригующе, не правда ли?
4 / 25
Новосибирский драматический театр «Советский» представил новую премьеру — спектакль «Жизнь за други своя». Автор сценария и режиссёр проекта Андрей Воробьёв рассказал о процессе подготовки, особенностях актёрского мастерства и значимости выбранной темы.
4 / 25
Мир искусства стремительно меняется, впитывая новые веяния и технологии, но неизменной остаётся его основа — талантливые личности, способные вдохнуть жизнь в каждую ноту и каждую роль.
4 / 25
Великая музыка может стать доступной широкой аудитории, если рассказывать о ней искренне и эмоционально, словно исполнитель только вчера беседовал с Бахом или Шостаковичем.
4 / 25
В апреле этого года новосибирский театр «Глобус» отметил своё 95-летие! В юбилейном сезоне театр выпускает рекордные одиннадцать премьер, среди которых блестящий спектакль «Мастер-класс», посвящённый юбилею заслуженной артистки России Светланы Галкиной.
3 / 25
Роман Кочержевский представляет на сцене «Красного факела» одну из жемчужин британской комедии нравов XVIII века — «Школу злословия» Ричарда Шеридана.
3 / 25
Яркие истории о женщинах, оказавшихся в центре невероятных событий. Эти рассказы полны эмоций, силы духа и вдохновения, ведь их героини не только преодолевают трудности, но и меняют мир вокруг себя.