Новосибирский драматический театр «Советский» представил новую премьеру — спектакль «Жизнь за други своя», основанный на подлинных событиях и личных свидетельствах участников специальной военной операции. Источником вдохновения послужила трилогия под редакцией Захара Прилепина, в которую вошли очерки и воспоминания реальных солдат, записанные ими непосредственно на линии огня.
Автор сценария и режиссёр проекта Андрей Воробьёв рассказал в интервью Leaders Today о процессе подготовки, особенностях актёрского мастерства и значимости выбранной темы.
LT: Андрей, вы выбрали непростую тему, осознавая её значимость и глубину восприятия обществом. Какие внутренние импульсы подтолкнули вас именно сейчас выразить своё мнение по этому поводу?
АНДРЕЙ ВОРОБЬЁВ: Меня вдохновило предложение руководителя театра, удивительно прозорливого человека, Анатолия Кубанова, которого я искренне уважаю и ценю как учителя. Его поддержка и вера в мои силы стали решающим толчком, позволившим приступить к работе над проектом.
Ваша постановка вопроса абсолютно верная: художественный взгляд на тему СВО в нашей культуре пока редкость, и именно в этом заключается особая ценность нашего спектакля. Моя цель – превратить отрывочные воспоминания из документальной литературы в единое живое произведение искусства, которое не только отражало бы события военной хроники, но и объединяло фронтовые и тыловые истории в единую картину.
Сегодня, увы, всё ещё существует определённая дистанция между людьми, проживающими далеко друг от друга географически и мысленно. Мы часто забываем, что трагедия, происходящая на фронте, имеет прямое отношение ко всему обществу, включая тех, кто находится вдали от боевых действий. Поэтому одной из главных задач моей работы стало стремление показать эту связь и напомнить зрителям о важности единого понимания общей судьбы нашего народа.
Как происходил отбор материалов и какие реальные истории легли в основу вашего спектакля?
Сначала я искал готовую пьесу, но большинство современных пьес оказались либо излишне пафосными, либо откровенно конъюнктурными. Мне важно видеть будущее представление заранее, иначе трудно приступать к постановке. А потом мне попался сборник воспоминаний, очерков и стихов «Жизнь за други своя. Истории участников СВО», автором предисловия и составителем которого выступил Захар Прилепин. Почитав книгу, я почувствовал интуитивно, что именно такие материалы способны стать основой сильного художественного высказывания.
Каждый миг спокойствия, возможность наслаждаться простыми радостями повседневной жизни становятся доступны благодаря мужеству солдат.
Началом спектакля стал реальный дневник мобилизованного в 2022 г. солдата из Луганска Ивана Матусовского, отправлявшего матери письма прямо с линии фронта. Дневник оборвался внезапно, оставив открытым вопрос о судьбе автора. Через историю Ивана зрители попадают в атмосферу неопределённости, постоянного ожидания смерти или возвращения на передовую, оказываясь вместе с героями в переломном состоянии между жизнью и войной. В повествовании много трогательных моментов. Есть, например, рассказ о многонациональной группе разведчиков, где плечом к плечу несут службу дагестанец, бурят и военнослужащий с позывным Хохол – бывший украинский солдат, принявший российскую сторону. Их совместные будни и подвиг одного бойца, пожертвовавшего собой ради товарищей, добавили в спектакль глубины и сделали повествование особенно человечным и искренним.
Какие личные смыслы и чувства вы вкладываете в название спектакля «Жизнь за други своя», учитывая его глубокий библейский призыв («Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих»)?
Название спектакля для меня воплощает глубокое личное переживание благодарности людям, находящимся сейчас на фронте. Несмотря на то, что я не религиозен и не воспринимаю эту фразу исключительно в духовном ключе, я остро чувствую ответственность перед теми, кто ежедневно рискует жизнью ради защиты мирного существования остальных. Каждый миг спокойствия, возможность наслаждаться простыми радостями повседневной жизни становятся доступны благодаря мужеству солдат. Именно поэтому я стремился подчеркнуть важность осознания нами этой связи и ответственности в своём творчестве.
Как вы подошли к созданию атмосферы спектакля? Какие элементы декораций, костюмов и музыки помогают передать дух времени и эмоции героев?
Мы создали минималистичные декорации, сосредоточившись в основном на образах актёров, ведь именно артисты выступают главными источниками эмоций и настроения на сцене. А сдержанное музыкальное сопровождение поддерживает напряжение и погружённость зрителей в переживания персонажей.
Особое значение имеют и костюмы, стилизованные под современную военную форму, подчёркивающие близость и реальность происходящего. Чтобы глубже погрузиться в образ, многие актеры делились своими личными историями: знакомствами с ветеранами СВО, опытом общения с участниками боевых действий и близкими погибших воинов. Эти рассказы помогли каждому исполнителю глубже почувствовать атмосферу спектакля и достовернее воплотить образы своих героев.
В описании спектакля утверждается, что он демонстрирует жёсткую правду современных военных конфликтов. Но некоторые критики могут утверждать, что подобной реальности вокруг и так предостаточно — стоит лишь заглянуть в социальные сети. Что бы ответили на это?
Наш спектакль отличается от простого отображения реалий конфликта, которыми изобилуют социальные сети. Мы сознательно отказались от показа кровавых сцен, насилия и натуралистичных деталей. Главная наша задача — предложить зрителю художественную интерпретацию событий через символы, метафоры и образы. Безусловно, восприятие будет болезненным, но мы постарались сохранить тонкую грань эстетики, чтобы зритель смог пережить трагедию осмысленно и осознанно, а не столкнуться с примитивным воспроизведением жестокости. Наш спектакль задуман как глубокий театральный опыт, а не простая демонстрация шокирующих кадров.
Как вы думаете, почему тема самопожертвования и защиты остаётся актуальной на протяжении веков?
Самопожертвование и защита близких — фундаментальные аспекты человеческого бытия, движущие прогресс и развитие цивилизации. Если бы каждый заботился исключительно о собственном комфорте, человечество застряло бы в развитии, общество распалось бы, исчезла бы культура взаимопомощи и поддержки. Этот принцип проявляется везде: в семье, дружбе, отношениях коллег и целых народов. Самопожертвование позволяет преодолевать трудности, создавать новые ценности и сохранять преемственность поколений. Мне кажется, оно заложено в самой природе человека и служит важнейшим механизмом сохранения и развития нашего мира.
4 / 25
Мир искусства стремительно меняется, впитывая новые веяния и технологии, но неизменной остаётся его основа — талантливые личности, способные вдохнуть жизнь в каждую ноту и каждую роль.
4 / 25
Великая музыка может стать доступной широкой аудитории, если рассказывать о ней искренне и эмоционально, словно исполнитель только вчера беседовал с Бахом или Шостаковичем.
4 / 25
В апреле этого года новосибирский театр «Глобус» отметил своё 95-летие! В юбилейном сезоне театр выпускает рекордные одиннадцать премьер, среди которых блестящий спектакль «Мастер-класс», посвящённый юбилею заслуженной артистки России Светланы Галкиной.
3 / 25
Роман Кочержевский представляет на сцене «Красного факела» одну из жемчужин британской комедии нравов XVIII века — «Школу злословия» Ричарда Шеридана.
3 / 25
Стремясь к постоянному развитию, Ирина Камынина решила попробовать себя в режиссуре. Её дипломный спектакль вошёл в репертуар родного театра, а сейчас она работает над постановкой прекрасной и печальной «Триумфальной арки».
3 / 25
Яркие истории о женщинах, оказавшихся в центре невероятных событий. Эти рассказы полны эмоций, силы духа и вдохновения, ведь их героини не только преодолевают трудности, но и меняют мир вокруг себя.