Учителю математики МБОУ Гимназия №4 Марине Васильевне Шитиковой 24 февраля исполнилось 76 лет. Более четырёх десятилетий она посвятила любимому делу, передавая знания новому поколению, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Её профессионализм, самоотверженный труд и огромный вклад в развитие молодёжи Новосибирской области отмечены благодарственным письмом губернатора НСО А. А. Травникова, а также наградой — нагрудным знаком и дипломом лауреата престижной премии «Лидеры сегодня».
Мы беседуем с Мариной Васильевной о её пути в профессию, особенностях преподавания математики и секретах поддержания интереса к этому предмету у современных школьников.
LT: Марина Васильевна, как вы пришли к тому, чтобы сделать математику своей профессией и судьбой?
МАРИНА ШИТИКОВА: Чтение стало моим первым увлечением ещё в раннем детстве. Я научилась читать, наблюдая за старшей сестрой и разглядывая её тетради буквально вверх ногами! В четыре года родители отвели меня в библиотеку, где я начала активно читать, сначала для себя, потом для мамы, а вечерами пересказывала прочитанное папе. А в начальной школе благодаря замечательному учителю я влюбилась в математику. Меня настолько увлекало решение задач, что даже соседи постарше стали приходить ко мне за помощью. Хотя и сочинять тоже нравилось, однако ближе к выпускному классу я поняла, что хочу связать свою жизнь именно с математикой и преподаванием. Так вот уже почти полвека я преданна этой профессии.
Каковы основные различия в методах преподавания предмета в ваше время и сегодня?
Нам преподавали традиционным способом, с живым общением между учителем и учеником. Тогда технологии были менее развиты, и мы воспринимали любую новую информацию с огромным интересом. Неспроста многие достижения в авиации, судостроении и других областях появились именно в тот период, когда мы учились. Мы жадно слушали, впитывая каждое слово. Сейчас, конечно, есть свои плюсы: наука развивается, появляются новые методы обучения. С одной стороны, это облегчает процесс, но с другой — усложняет. Дети теперь испытывают трудности с пониманием смысла печатного текста и решением математических задач. Сложность именно в переключении: оторваться от телефона и перейти в формат диалога с учителем. Эта проблема вызывает беспокойство среди педагогов, родителей и общества в целом. Поэтому в учебную программу стали сейчас возвращать такой предмет, как функциональная грамотность, развивающий навыки чтения и письма.
Как вообще современным «цифровым» детям объяснить, зачем нужна математика, ведь всё можно погуглить и найти решение в пару кликов?
Люди часто считают, что в жизни достаточно научиться базовым арифметическим операциям. Однако настоящая ценность математики заключается в умении строить математические модели для анализа любых ситуаций, включая жизненные. Математика развивает критическое мышление и помогает принимать взвешенные решения. Например, знание основных принципов позволяет эффективно управлять финансами, рассчитывать оптимальные маршруты или оценивать вероятность событий. Это формирует независимость и уверенность в собственных силах, что особенно важно в современном мире, где автоматизация и доступ к готовым решениям становятся повсеместными. Более того, многие востребованные профессии будущего требуют глубокого знания математики, которое открывает широкие перспективы для карьерного роста.
А если ребёнок по всем признакам – гуманитарий, как с этим быть?
Даже если ребёнок проявляет склонность к гуманитарным наукам, это не значит, что математика ему не нужна. Проза и поэзия — это тоже своего рода математика, ритмические волны, которые подчиняются своим законам. Музыка, особенно такой жанр, как джаз, основывается на сложных математических структурах, таких, как аккордовые последовательности и временные интервалы. Таким образом, математика присутствует везде, и её изучение помогает глубже проникнуть в суть любого искусства и науки.
Как, на ваш взгляд, должен выстраиваться учебный процесс в школе и дома, чтобы он способствовал поддержанию интереса к предмету?
Процесс изучения математики в школе требует активного участия всех сторон: учащихся, родителей и педагогов. Необходимо внедрять более креативные подходы в образовательный процесс, повышая мотивацию к обучению и приобретению знаний, а не к простому получению оценок. Важно, чтобы ученики могли не только успешно сдавать тесты, но и действительно усваивали материал, развивая способность к аналитическому мышлению и применению полученных знаний в реальных ситуациях. Для этого педагоги должны предлагать учащимся интересные и разнообразные задачи, интегрированные с различными дисциплинами, такими, как архитектура и музыка, чтобы стимулировать глубокое понимание и развитие творческих способностей. Однако для реализации таких подходов требуется наличие соответствующих условий и ресурсов, включая достаточное количество квалифицированных преподавателей.
Настоящая ценность математики заключается в умении строить математические модели для анализа любых ситуаций, включая жизненные
В семье родители могут многое сделать для развития логического мышления у детей. Одной из ключевых причин слабого развития логики является недостаток чтения, размышлений и общения в семье. Современный образ жизни часто приводит к тому, что родители уделяют меньше времени живому общению с детьми, предпочитая социальные сети и другие онлайн-платформы. Это создаёт разрыв межпоколенческих связей, что в дальнейшем отражается на детях, которые привыкают к постоянному использованию гаджетов и теряют способность к быстрому переключению на живое общение. Важнейшую роль в начальном образовании ребёнка играет именно семья, где совместное чтение и обсуждения закладывают основы логического мышления. К сожалению, сейчас это часто замещается материальными благами, что лишь усугубляет проблему.
Как родители могут помочь детям в изучении математики?
Вот несколько стратегий, которые может взять на вооружение, пожалуй, каждый взрослый:
Делитесь историями успеха, связанными с использованием математики в повседневной жизни и показывайте, насколько важна эта наука.
Включайте математические задачи в повседневные дела, такие, как приготовление пищи, подсчёт денег, измерение расстояний или площадей.
Настольные игры, карточные игры и головоломки помогают развить логическое мышление и навыки счёта в игровой форме.
Существует множество приложений, веб-сайтов и видеоуроков, которые предлагают интерактивные способы изучения математики. Рекомендую цифровую образовательную платформу «Сириус».
Позвольте ребёнку решать задачи самостоятельно, предлагая помощь только при необходимости. Это способствует развитию уверенности и независимости.
чтобы вовремя получать информацию о прогрессе ребёнка и узнавать о возможных проблемах.
ведь каждый ребёнок учится в своем собственном темпе, и ваша поддержка поможет ему чувствовать себя уверенно и комфортно в процессе обучения.
Показывайте, как вы используете математику в своей профессиональной деятельности или в быту, чтобы продемонстрировать практическую значимость этой дисциплины.
Так, с любовью и поддержкой родителей, творческим подходом и созданием вдохновляющей учебной атмосферы, ребёнок сможет не только успешно освоить математику, но и полюбить её, раскрывая для себя мир чисел и логики.
5 / 25
Какие образовательные проекты реализует наша страна, в частности, Новосибирск, с африканскими государствами?
3 / 25
Какие обучающие проекты объединяют Китай и Россию?
3 / 25
В Новосибирске начинает свою работу Международная Ассоциация Образовательных Организаций (МАОО), членами которой стали более 30 школ, колледжей и вузов Новосибирска.
1 / 25
Частная образовательная школа «София» решила возродить День благодарения Сибири — праздник, широко отмечавшийся в Российской империи, но забытый после Гражданской войны.
11 / 24
Сложно переоценить роль воспитания и обучения в детском саду и начальной школе, где должно уделяться особое внимание психологическому и эмоциональному комфорту детей.
11 / 24
Частная школа и детский сад «Наследие» получили премию «Лидеры сегодня–2024» за создание инновационной педагогической технологии Culture-based learning («Развитие через культуру»).