Молодые звёзды Транссиба

4 / 25    RU

Мир искусства стремительно меняется, впитывая новые веяния и технологии, но неизменной остаётся его основа — талантливые личности, способные вдохнуть жизнь в каждую ноту и каждую роль.

«Звёзды нового поколения» — это молодые артисты, чьи голоса и музыка звучат уверенно и свежо, вдохновляясь классическим наследием и прокладывая путь к новым вершинам. Они — яркие представители новой волны исполнителей, готовых удивлять и восхищать публику своим мастерством и энергией.

СОХРАНЯЙ ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ

Анастасия Жукова (скрипка, Калининград), выпускница Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс заслуженного артиста РСФСР, профессора Сергея Кравченко), обладательница золотых медалей нескольких Дельфийских игр России и стран СНГ, лауреат различных международных конкурсов 

LT: Анастасия, как вы видите будущее классической музыки? Какие вызовы и возможности ждут молодых артистов?
Классическая музыка кажется мне очень перспективной! Она умеет меняться и находить отклик у разных поколений. Мы видим, как она развивается, сочетаясь с новыми жанрами и идеями. На одном концерте могут звучать и традиционные произведения, и современные эксперименты, что делает музыку интересной для широкой публики. Ведь вкусы людей меняются, и нам, музыкантам, важно предлагать разные способы самовыражения, уважая при этом корни и традиции.
Какова ваша мечта как артиста и куда стремитесь в своём развитии сейчас?
Моя мечта — путешествовать и встречаться с выдающимися музыкантами. Например, я давно мечтала познакомиться с Вадимом Репиным, ведь видела его только на видео и была в восторге от его игры. А теперь у меня есть возможность выступать вместе с ним, и эта мечта стала реальностью!

Молодым артистам предстоит серьёзная задача: внести в классику новизну и оригинальность, оставаясь верными духу произведений

Очень важно для меня посещать мастер-классы, которые проходят в рамках Транссибирского фестиваля, и учиться у таких мастеров, как Дора Шварцберг. Всё это вдохновляет меня и помогает расти. Хочу продолжать играть разную музыку, чтобы радовать слушателей и делиться с ними своими эмоциями. 

БУДЬ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ

Арсения Сибилёва (скрипка, Москва), выпускница Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, (класс заслуженного артиста РСФСР, профессора Сергея Кравченко), обладательница золотых медалей нескольких Дельфийских игр России и стран СНГ, лауреат различных международных конкурсов

LT: Арсения, какие современные тенденции вы используете в своём творчестве и как они сочетаются с классическими традициями?
Для меня самое главное — донести замысел композитора через своё личное понимание исполнения, которое может стать новым словом в музыке. Особенно это важно, когда дело касается современной музыки. Когда берёшься за новое произведение, понимаешь, что, возможно, ещё никто его не играл. В этот момент ты сам создаёшь стиль этой композиции, задаёшь её характер и интерпретацию.
Это вдохновляет меня относиться к произведениям XIX и XX веков так, будто они написаны только вчера. Я стараюсь не слушать старые записи, а погружаться в ноты с чистого листа, как будто открываю эту музыку впервые.
В интернете пишут, что вы играете на скрипке итальянского мастера начала XVIII века Гаэтано Пасти. Расскажите о своём инструменте.
А я уже не играю на той скрипке. У меня сейчас инструмент ещё интереснее — современная скрипка 2021 года от российского мастера Евгения Терехова из Петрозаводска. Эта скрипка совсем новая, я считаю её уникальной, и мне очень приятно играть именно на ней, потому что она обладает особым звуком, который идеально передаёт мои эмоции и идеи, позволяя каждому выступлению звучать свежо и искренне.

ИДИ ЗА МЕЧТОЙ

Пётр Бердников (альт, Сочи), студент Центральной музыкальной школы — Академии исполнительского искусства (класс артиста НФОР п/у В. Спивакова Радика Хазинуровича Ханафина), стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и Благотворительного фонда Оксаны Фёдоровой

LT: Пётр, про вас пишут, что вы мечтали играть на скрипке с четырёх лет. Учитывая, что вы выросли не в музыкальной семье, где вы могли полюбить этот инструмент?

Эта история почти мистическая. Когда мне было всего два года, умер Ростропович, и родители показали мне его фото без инструмента. Тут я вдруг начал дирижировать, что всех удивило. Тогда в шутку сказали, что я стану музыкантом. Но настоящую любовь к скрипке я почувствовал позже, когда учился в подготовительной школе в Сочи. Там часто проходили концерты симфонического оркестра, и, наверное, там я впервые услышал живую игру на скрипке. Потом, после множества моих просьб, родители отвели меня в музыкальную школу, где я начал учиться играть. А вот на альт перешёл гораздо позже, уже после переезда нашей семьи в Москву.

Сегодня, 28 марта, на гала-концерте собралось много талантливых молодых музыкантов, чувствуется ли между вами конкуренция?
Совсем наоборот! Я чувствую, что долго шёл к тому, чтобы встретиться с единомышленниками, близкими мне по духу и творческим взглядам. Мы понимаем и поддерживаем друг друга, вдохновляемся совместным творчеством.

Эта моя поездка в Новосибирск — первая, хотя раньше я участвовал в проектах Вадима Репина в Москве. Здесь, в Новосибирске, появилось ощущение, что мы привезли свою московскую команду в гости к Вадиму Викторовичу.

ПОБУЖДАЙ К РАЗВИТИЮ

Илья Михайлов (виолончель, Москва), выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс заслуженного артиста РФ Алексея Николаевича Селезнёва), лауреат всероссийских и международных музыкальных конкурсов

LT: Илья, как вы относитесь к сохранению музыкальных традиций? Нужно ли их адаптировать под современный запрос публики?
Отношение к этому вопросу зависит от конкретного произведения. Например, музыка Моцарта уже давно доказала свою вечную ценность и актуальность, пройдя через столетия.

Что касается адаптаций, то тут важно понимать, что это скорее вопрос грамотного маркетинга. Задача заключается в том, чтобы сделать классическое наследие понятным и привлекательным для современной аудитории. Необходимо показать публике, насколько важно это культурное достояние, даже если на первый взгляд оно кажется далёким от современных реалий. Именно подлинные шедевры способны вызывать глубокие эмоции, стимулировать личностный рост и культурное развитие.

Есть ли у вас любимый композитор или произведение, которое особенно важно для вас?
У меня есть пятёрка любимых композиторов, которых я регулярно переслушиваю. На пятом месте — Шуберт, чьё творчество всегда вдохновляло меня, особенно его камерная музыка. Четвёртое место занимает Шопен, чьи произведения остаются для меня эталоном романтической музыки. Третье место принадлежит Рахманинову, чьи экспрессия и глубина поражают меня каждый раз. Второе место я отдаю Чайковскому, чьё произведение Pezzo capriccioso для виолончели мы играем с оркестром на гала-концерте. И наконец, первое место занимает Шостакович, чьи уникальный стиль и мощь эмоций сопровождают меня уже многие годы. Эти пять композиторов оказывают огромное влияние на мою музыкальную жизнь и творчество.

ИСКРИ НА СЦЕНЕ

Давид Ружавинский (контрабас, Москва), выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных (класс заслуженного деятеля искусств РФ и заслуженного артиста России Александра Андреевича Бельского), лауреат всероссийских и международных конкурсов

LT: Давид, ваш педагог Александр Андреевич Бельский подчёркивал важность умения исполнителя не просто играть правильно, но и вызывать эмоции у зрителей, «высекая искру». Как вы считаете, что определяет способность музыканта добиться этого эффекта и как можно развивать этот навык?

Технически правильное исполнение — это база, но, чтобы тронуть сердца слушателей, нужно больше. Это зависит от многих вещей, начиная от понимания задумки композитора и заканчивая твоей собственной эмоциональной вовлечённостью.

Во-первых, важно глубоко погрузиться в произведение, узнать его историю и понять, что хотел сказать композитор. Это поможет найти нужные эмоции и оттенки в игре.

Во-вторых, нужна искренняя страсть и любовь к музыке. Без настоящих чувств трудно создать что-то, что действительно трогает публику. Музыканту надо вкладывать в исполнение частичку своей души, передавать свои переживания через звук.

Высекание искры — это сочетание мастерства, душевной открытости и постоянного творчества

И, наконец, важно постоянно работать над эмоциональной выразительностью. Это значит изучать литературу, искусство, жизнь, чтобы лучше понимать человеческие эмоции. В итоге, высекание искры — это сочетание мастерства, душевной открытости и постоянного творчества.

НАЙДИ СВОЙ СТИЛЬ

Владимир Вишневский (фортепиано, Рыбинск), студент Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс заслуженного артиста РФ, профессора Андрея Писарева), лауреат всероссийских и международных конкурсов, обладатель звания «Ученик года МССМШ им. Гнесиных–2021»

LT: Владимир, что для вас означает понятие «новое поколение» в искусстве? Какие качества отличают молодых исполнителей от вашего поколения?
Трудно обобщать, но мне кажется, что наше поколение отличается особой экспрессией. Возможно, это звучит немного дерзко, но я искренне убеждён, что люди моего возраста стремятся к новому самовыражению в музыке, которая уже многократно исполнялась.

Всё, что скрыто между нотами и строками, остаётся нашим пространством для творчества

Главная сложность заключается в том, что в ХХ веке было создано множество шедевров, и порой возникает ощущение, что всё уже сыграно и сказано. Тем не менее, мы продолжаем искать собственный путь, стремясь к уникальному звучанию и интерпретации.

Как вы совмещаете личную творческую свободу с требованиями классического репертуара, и существует ли в этом противоречие?

Противоречия действительно возникают, особенно когда появляется желание отступить от текста. В такие моменты внутри меня начинается спор: имею ли я право на подобные изменения? Иногда я обращаюсь к примеру великих музыкантов, которые считали, что получив текст в свои руки, они получают право на его интерпретацию. Лично я предпочитаю более компромиссный подход. Существуют элементы, которые невозможно изменить, и их необходимо соблюдать. Однако всё, что скрыто между нотами и строками, остаётся нашим пространством для творчества. Важно уметь распознавать эти нюансы и использовать их для создания уникальных интерпретаций.

Какой совет вы могли бы дать музыкантам, которые только начинают свой путь?
Постарайтесь влюбиться в музыку. Слушайте как можно больше, читайте о ней, изучайте биографии композиторов и исполнителей. Вообще, больше читайте! Ходите на живые концерты. Записи, безусловно, полезны, но ничто не заменит атмосферу живого исполнения.

НАСЛАЖДАЙСЯ СВОБОДОЙ

Мария Селеверстова (сопрано, Москва), выпускница Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по специальности «музыкально-театральное искусство» (класс народной артистки России Лидии Алексеевны Яцыныч (Черных), лауреат всероссийских и международных конкурсов

LT: Мария, что для вас значит понятие «новое поколение» в искусстве? Какие качества отличают молодых исполнителей вашего поколения?
Новое поколение в искусстве — это когда сцена молодеет. Раньше на больших площадках чаще выступали взрослые артисты, хотя иногда прорывались и молодые. Но сейчас всё изменилось: много юных музыкантов показывают высокий уровень и успешно выступают на лучших сценах страны и мира.

Какие современные тенденции вы используете в своём творчестве и как они сочетаются с классическими традициями?
Мне нравится включать в концертные программы как классические, так и современные композиции, что хорошо принимается публикой и вызывает живой интерес.

Один из главных приёмов — создание контраста между разными эпохами и стилями. Современные произведения, которые я выбираю, выделяются необычностью и эффектностью звука, что делает их исполнение интересным и неожиданным для слушателей. Часто обращаюсь к вокальной музыке из классических мюзиклов, а также к редко исполняемым современным работам.

Постарайтесь влюбиться в музыку

Этот подход позволяет сочетать традиционную оперную музыку с необычными и редкими композициями, делая мой репертуар разнообразнее и привлекая внимание к разным музыкальным жанрам.

НАЙДИ СВОЙ ПУТЬ

Александра Зотова (сопрано, Москва), выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных (преподаватель – Лариса Борисовна Рудакова, доцент кафедры сольного пения в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского), в 2022 году окончила магистратуру Московского государственного института культуры по специальности «академическое пение», солистка Центра оперного пения Галины Вишневской

LT: Александра, как вы думаете, какие изменения происходят в современной музыкальной индустрии и как это влияет на ваше творчество?

Сейчас в музыке столько разных направлений и стилей, что это открывает простор для самовыражения. Если тебе ближе режиссёрский театр, ты можешь сосредоточиться на нём. Если предпочитаешь традиционные постановки, они тоже никуда не делись. Есть камерная музыка, опера, дирижирование — в каждой области свои звёзды, и каждый артист может найти себе место в зависимости от своих интересов и талантов.

Такое разнообразие направлений позволяет каждому исполнителю развиваться в том, что ему близко, и это, на мой взгляд, большой плюс. Это стимулирует творческий рост и помогает рождаться новым идеям и подходам в музыке.

О чём мечтаете?
Хочу приносить людям радость и эмоции через музыку. Мечтаю однажды полностью избавиться от волнения, чтобы целиком сосредоточиться на музыке и получать удовольствие от каждого момента на сцене.

Вадим Репин, российский скрипач, народный артист РФ, основатель и художественный руководитель Транссибирского арт-фестиваля:

«Для меня радость наблюдать, как наши молодые участники растут и развиваются. Концерт, подобный сегодняшнему, демонстрирует высочайший уровень мастерства, и видно, что ребята уже готовы выходить на большую сцену. Наша задача — поделиться с ними опытом, предостеречь от возможных ошибок и дать ценные советы, основанные на нашем собственном опыте.

Мы стараемся поддерживать их всесторонне, помогая развивать их потенциал. Работать с этими замечательными артистами — настоящее удовольствие. Их энергия и энтузиазм вдохновляют, и вместе мы создаём нечто особенное.У меня нет фаворитов среди участников, поскольку каждый из них обладает уникальным талантом и характером. Кто-то нуждается в поддержке, чтобы раскрыться, а кому-то, наоборот, стоит сдержать излишнюю эмоциональность. Но в любом случае результат впечатляет.

Эти молодые люди находятся на пороге больших свершений. Им предстоит многое узнать и испытать, и я уверен, что их ждёт блестящее будущее. Попасть на наш фестиваль — это уже показатель высокого уровня, и я горжусь тем, как они проявляют себя на этой сцене».

 

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Наталья Головинская ,
Александр Иванов
История русского подвига сквозь призму искусства

История русского подвига сквозь призму искусства

4 / 25

Новосибирский драматический театр «Советский» представил новую премьеру — спектакль «Жизнь за други своя». Автор сценария и режиссёр проекта Андрей Воробьёв рассказал о процессе подготовки, особенностях актёрского мастерства и значимости выбранной темы.

От Баха до Шостаковича: как оживить классику для современной аудитории

От Баха до Шостаковича: как оживить классику для современной аудитории

4 / 25

Великая музыка может стать доступной широкой аудитории, если рассказывать о ней искренне и эмоционально, словно исполнитель только вчера беседовал с Бахом или Шостаковичем.

Искусство должно быть по любви

Искусство должно быть по любви

4 / 25

В апреле этого года новосибирский театр «Глобус» отметил своё 95-летие! В юбилейном сезоне театр выпускает рекордные одиннадцать премьер, среди которых блестящий спектакль «Мастер-класс», посвящённый юбилею заслуженной артистки России Светланы Галкиной. 

Времена меняются – маски остаются

Времена меняются – маски остаются

3 / 25

Роман Кочержевский представляет на сцене «Красного факела» одну из жемчужин британской комедии нравов XVIII века — «Школу злословия» Ричарда Шеридана.

Театр — пространство сопереживания

Театр — пространство сопереживания

3 / 25

Стремясь к постоянному развитию, Ирина  Камынина решила попробовать себя в режиссуре. Её дипломный спектакль вошёл в репертуар родного театра, а сейчас она работает над постановкой прекрасной и печальной «Триумфальной арки».

Книги марта: букет удивительных историй

Книги марта: букет удивительных историй

3 / 25

Яркие истории о женщинах, оказавшихся в центре невероятных событий. Эти рассказы полны эмоций, силы духа и вдохновения, ведь их героини не только преодолевают трудности, но и меняют мир вокруг себя.