«Было время, когда человечество обходилось без науки, но без искусства – никогда», – говорил советский скульптор Вадим Сидур. Как развивалось искусство в нашем городе, рассказала арт-деятель, искусствовед и писатель Саша Зайцева.
Бродский в своей нобелевской речи говорил, что только с искусством мы можем составить по-настоящему глубокий, честный диалог тет-а-тет. С ним зачастую не нужны слова, и многое решается на уровне интуирования.
У искусства много ролей и много смысловых нитей, которыми оно пронизывает всю нашу жизнь. Вспомним петроглифы. Казалось бы, рисование – совершенно бесполезное занятие для древнего человека, чья первостепенная задача – выжить. И всё же ни одна продолжительная стоянка с определённого периода развития человечества не обходилась без наскальных рисунков. Конечно, тогда эти изображения выполняли ритуальную функцию, но важно признать факт, что потребность в искусстве проросла в нас с самых древних времён.
Красота даёт человеку чувство безопасности, что научно доказано нейробиологами. В книге Beauty, Neuroscience & Architecture архитектор Дональд Х. Рагглз вместе с учёными, исследовавшими человеческий мозг, показал, что в каждом человеке независимо от национальности и половой принадлежности есть глубоко укоренённая потребность в красоте. Испытуемым в томографе показывали разные по смыслу картинки — эстетичные, например, готический свод храма, витражные розетки или живопись. Они активировали центры удовольствия и снижали уровень стресса.
А захламленные, грязные комнаты, нищие кварталы и горы мусора — запускали работу миндалевидного тела, отвечающего за реакцию страха. А значит, если у вас высокий уровень стресса или вы банально устали от видов серого города, сходите в Художественный музей, где у вас буквально на нейронном уровне нормализуется состояние. По этой же причине, кстати, иметь дома хотя бы одну картину, написанную профессиональным художником — не просто прихоть или дизайнерский ход, а реализация вашей глубинной потребности в безопасности. Ваш безотказно работающий антидепрессант.
В публичном плане искусство начиналось в Новосибирске с объектов религиозного значения. Собор Александра Невского, возведённый в 1899 году, стал первым значительным каменным строением в Новониколаевске. Иконы и иконостас заказали в мастерской Иосифа Панкрышева в Томске. А вот росписей на стенах, по моим данным, до революции не было.
Царские портреты для государственных интерьеров и семейные – для купеческих домов – заказывали тоже в Томске. Здесь в 1910–1913 годах работал весьма мастеровитый живописец Семён Прохоров – он окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, был учеником Ильи Репина, а затем обучался в Италии.
После революции, когда пришёл период ломки всего общественного уклада, из Омска в Новониколаевск переезжает Сиббюро ЦК РКП (б) и Сибревком – и в 1921 году город становится административным центром Сибири. Вслед за этими институциями осели в Новосибирске и редакции газет, а значит, появилась потребность в иллюстраторах. Поэтому сюда были приглашены художники из Томска, Омска, Барнаула, Красноярска. И в июне 1925 года в Новосибирске прошла первая профессиональная арт-выставка — это была сборная экспозиция художников из Томска. Получается, этим летом исполняется ровно 100 лет, как в Новосибирске началась публичная арт-жизнь.
Этим летом будет 100 лет, как в Новосибирске стали проходить публичные художественные выставки
В 1926 году живописец и график Алексей Вощакин создал в городе первое профессиональное объединение художников «Новая Сибирь». Уже через год в него входило 108 мастеров из Новосибирска, Иркутска, Омска, Томска, Барнаула, Красноярска, Минусинска, Бийска. А через десять лет Вощакин был расстрелян в Ленинграде якобы за создание контрреволюционной организации (позже посмертно реабилитирован). Очень горько, ведь это был мощный и тонко чувствующий художник вполне столичного уровня. Несколько его картин сегодня можно увидеть в постоянной экспозиции Художественного музея.
Из его статьи в журнале «Сибирские огни» за 1927 год мы можем узнать, чем 100 лет назад интересовались сибирские художники, что составляло фактуру их творчества: «Художник А. Лекаренко целый год проводит в Туруханском крае. Летом с семьей самоедов он кочует по тундре, ест сырую рыбу и мясо убитого оленя, помогает в работе туземцам, лечит их, наблюдает, пишет и рисует. Худ. Д. И. Каратанов обходит пески нарымских остяков с карандашом и бумагой». Многие сибирские художники участвовали в научных экспедициях, занимались этнографией и археологией, и потому искусство в Сибири уже тогда приобретало свой собственный почерк, свой характер и дух.
Начиная с 1933 года в Новосибирске действует отделение Союза художников России. На сегодняшний день в нём 86 мастеров. Они ежегодно проводят десятки выставок в городе, реализуют значимые образовательные и социальные проекты, многие преподают — в школах, вузах, в Художественном училище.
Во многом Союз художников — это некий монашеский орден тех, кто решился служить искусству в Сибири. Банальный и очень печальный факт, который пора уже артикулировать в публичном поле: если вы покупаете билет в театр, то актёр, конечно, получает зарплату с этого билета. Но если вы покупаете билет на выставку, то куратор и смотрители получат с него зарплату, а вот автор нет — и ему не компенсируют даже расходы на краски и холсты. Трудно это осознавать, но по сути художник сегодня — самая социально незащищённая творческая профессия в России. И хотелось бы, чтобы эта практика стала меняться — чтобы музеи оплачивали художникам их работу и имели возможность активнее закупать в архивы лучшие произведения. А что можем сделать мы с вами, горожане — это покупать искусство в свои интерьеры.
Сейчас в нашем городе около десяти точек кристаллизации искусства: Новосибирский художественный музей, ЦК-19, Арт-центр «Красный», «Белая галерея», арт-галерея «Коллекция», гостиная Союза художников, выставочный зал Дома учёных СО РАН, Краеведческий музей. Для мегаполиса это небольшое количество галерей, но при этом у нас часто реализуются по-настоящему штучные, необычные проекты — и за ними стоит следить.
Вместе с тем важно признать, что город задыхается от нехватки выставочных площадей — уже давно напрашивается крупный Музей искусства Сибири. Ведь Художественный музей сегодня не имеет возможности выставить массу интересных предметов из своей коллекции из-за ограниченности пространств. На временные экспозиции тянется огромная очередь. А у того же ЦК-19 вообще нет фондов и нет возможности накапливать собственную коллекцию. И как минимум два мощных сибирских мастера — Николай Грицюк и Александр Шуриц — достойны того, чтобы в городе были отдельные музеи их творчества, пусть и в формате музея-мастерской.
Ещё одно направление для прорастания искусства в общественную ткань — это монументальные форматы. То есть искусство, которое находит выражение в скульптурах, барельефах, сграффито, муралах.
Например, в Новосибирске находится самый крупный витраж за Уралом — в холле старого главного корпуса НГУ, площадью 125 м2. Его выполнил Владимир Сокол, главный художник Академгородка, в 1974-1975 годах по старинной технологии, которая использовалась в средневековых соборах. Ещё один, очень трогательный образчик монументального советского модернизма в Новосибирске — парящая скульптура «Мать и дитя», установленная в 1990 году в микрорайоне Снегири. Автор этой эмоциональной и при этом технически сложной работы – известный новосибирский скульптор Александр Крутиков. Он же создал медальон влюблённых на Дворце бракосочетания, мадонну с младенцем в Материнском сквере, панно «Революция» на здании Краеведческого музея.
То, что можно и сравнительно несложно развивать в урбан-пространстве мегаполиса — муралы, произведения настенной живописи большого размера. Сегодня очень многие студенты, обучающиеся монументальному искусству, видят себя граффитистами. Девелоперы вполне могли бы воспользоваться этим и предоставить молодым художникам возможность создавать муралы, украшающие типовые жилые дома. Да и серые заборы и глухие стены, которых у нас хватает, так и просятся стать основой для муралов. Мечтаю, чтобы город стал цветным, наполненным искусством, которое не стесняется существовать ни в залах музеев, ни в пространстве торговых центров, ни на улице.
К сожалению, у нас не прописан регламент, по которому можно определить, является мурал искусством или это вандализм. Например, несколько лет назад в Центральном парке классный мурал с Гагариным был закрашен серой краской. При этом законодательно закрепить статус муралов не так уж и сложно – достаточно создать худсовет при мэрии.
Фестиваль «ЛитвиновСборЪ» в этом году состоялся впервые. Мы назвали его в честь Николая Павловича Литвинова и приурочили к юбилейной дате со дня его рождения – 160 лет.
Идея провести книжный фестиваль в стенах Дома архитекторов появилась ещё в момент нашего заселения к ним. И то, что этот фестиваль должен быть посвящён краеведению, архитектуре и искусству, тоже было решено сразу – такой небольшой, домашний, специализированный фестиваль. Действительно, получилось по-домашнему душевно, а благодаря профессионализму и увлечённости спикеров – очень интересно и познавательно. Главное, что нашей аудитории понравился такой формат!
В программе фестиваля были лекции о первых сибирских бизнесменах и просветителях Н. П. Литвинове и П. И. Макушине, о развитии архитектуры, художественного искусства, литературы в нашем городе и его столичности. Очень благодарны спикерам, что они с готовностью откликнулись на наше приглашение и провели прекрасные лекции.
5 / 25
О новом новосибирском издательстве, а также об отличии подходов к изданию книг крупных и малых издательств.
5 / 25
Краевед и писатель-фантаст Игорь Маранин много лет собирает новосибирские легенды, тайны, байки, мифы и реальные исторические факты, кажущиеся фантастическими.
5 / 25
Об особенностях большого кино, созданного силами региональной команды, о новом поколении героев, чувстве полёта и огромной силе воли, позволяющей справляться с любыми препятствиями.
5 / 25
В Новосибирске выступила солистка Баварской оперы, а ныне – прима-балерина Михайловского театра Приска Цайзель. На сцене НОВАТа австрийская звезда исполнила партию Жизели в балете «Жизель», а накануне выступления провела творческую встречу в Новосибирском хореографическом училище.
5 / 25
Стремление показать многогранность и бесконечный потенциал сибирской столицы привело музей Новосибирска к созданию уникального проекта — первого в стране Музея космонавтики имени Юрия Кондратюка.
5 / 25
Настроение – улучшилось! В Центре культуры и отдыха «Победа» показали фильм-посвящение народному артисту России Михаилу Жванецкому.