История в шаговой доступности

5 / 25    RU
Игорь Маранин писатель, поэт, краевед, историк

Краевед и писатель-фантаст Игорь Маранин много лет собирает новосибирские легенды, тайны, байки, мифы и реальные исторические факты, кажущиеся фантастическими. О бестселлере «Мифосибирск» и любви к родному краю, ставшей профессией — в нашем материале. 

LT: Вы выступали на фестивале «ЛитвиновСборЪ», каковы ваши впечатления от мероприятия?
ИГОРЬ МАРАНИН: Я давно и плодотворно сотрудничаю с проектами «Сибирь на страницах» и «13 трамвай», и всегда восхищаюсь их креативностью и изобретательностью. Масштаб фестиваля «ЛитвиновСборЪ» был внушительным по составу как спикеров, так и слушателей, и я благодарен организаторам за приглашение. Моё выступление («Почему столица Сибири переехала из Омска в Новосибирск?») — рассказ об исторических событиях, определивших судьбу двух соседних городов. Это необъятная тема, не теряющая свей актуальности и по сей день, публика всегда с большим интересом подключается к дискуссии.

Из года в год непрерывно ведётся дискуссия о том, как важно прививать детям любовь к родному краю. Но что побудило именно вас стать краеведом и посвятить значительную часть жизни изучению истории Новосибирска?
Школьником я любил смотреть передачу местного телевидения под названием «Авторалли Новониколаевск — Новосибирск». Она строилась по принципу «Что? Где? Когда?», только вопросы касались истории нашего города. Именно она и повлияла на мой профессиональный выбор. Тогда я отправил в редакцию письмо и с нетерпением стал ждать ответ. Через некоторое время в школу приехала съёмочная группа и записала мой видеовопрос, а после меня показали по телевизору. Это был впечатляющий опыт, ещё больше подогревший во мне краеведческий интерес. Я завёл большую тетрадку, куда вклеивал любопытную информацию о городе, вырезанную из газет. Это была своего рода игра — такой игровой подход к краеведению актуален до сих пор. Сегодня я сам выступаю с лекциями в школах и библиотеках, и всё время стараюсь, чтобы у нас с ребятами был диалог с игровой составляющей. Детей надо активно вовлекать в процесс исследования истории родного края. При этом материал, который даётся школьникам, должен быть не абстрактным, сложным на слух, непонятным для их возраста, а предметным и осязаемым. Расскажите им об истории родной улицы, о событиях прошлых лет в доме, который находится через два переулка от их школы или о здании, мимо которого они ходят каждый день. История для школьников должна быть в шаговой доступности, чтобы они ощущали свою причастность.

Помимо краеведения вы также состоялись как писатель-фантаст и поэт. Как удаётся совмещать эти два вида деятельности, ведь историк работает с  документами и фактами, а автор придумывает новые миры?
Я творю на границе двух литературных миров. Если задуматься, то мифы тоже существуют между реальностью и фантастикой. И я с лёгкостью хожу по обе стороны границы, а легенды приобских народов находят отражение в моих фантастических рассказах. Кроме того, мне нравится использовать исторический сибирский антураж. Например, в рассказе «Марсианин на Сибирском тракте» фоном для сюжета служат крестьянский и купеческий быт, будни ямщиков. Примечательно, что в литературном мире сперва я состоялся как поэт и фантаст, а уже потом – как автор-краевед.

Расскажите немного о вашем пути в литературе.
Мой дебют – поэтическая публикация. И с ним связана забавная история. Когда я ещё был студентом, то очень мечтал, чтобы мои стихотворения где-нибудь опубликовали. Однажды я взял каталог советских журналов и газет, выписал несколько сотен адресов и по каждому разослал одинаковые письма, которые начинались так: «Проезжая мимо вашего прекрасного города, я написал стихотворение, ему посвящённое…» Всего я отправил около 300 писем по всей стране. Через какое-то время мне стали пачками приходить ответы от редакций. И во всех были вежливые отказы. В конце концов я перестал вскрывать конверты и просто выбрасывал их в мусоропровод. А когда поток писем иссяк, пришёл квиток с пометкой «Получите гонорар». Значит, какая-то газета или журнал всё же опубликовали моё стихотворение! Но я так до сих пор и не знаю, в каком именно издании состоялся мой дебют!

История могилы Тихомирова побудила меня изучать судьбу захоронений других людей, и оказалось, что существует огромное количество таких вот посмертных путешественников

Одной газетной публикацией, но уже прозаической, я и сегодня горжусь. Лет десять назад несколько моих рассказов напечатала провинциальная газета «Чунский вестник». Уже были у меня книги — в московском издательстве «Арт Хаус Медиа», в смоленской «Мадженте», уже был «Мифосибирск», литературные журналы, фестивали и встречи с читателями. Но та публикация кажется мне особенной: где-то в Иркутской области, в глубинке, в райцентре люди захотели опубликовать мои сочинения. Это меня так тронуло, что номер той газеты (его мне прислали) я храню до сих пор. Хотя у меня на книжной полке даже не все мои книги есть. Самая известная моя книга, «Мифосибирск», начиналась как литературный блог, в котором я рассказывал читателям интересные факты о Новосибирске. Меня заметили и пригласили на «49 канал», чтобы я поделился своими историями уже со зрителями. А после спросили: «Почему вы не напишите на основе своих краеведческих заметок книгу?» и посоветовали обратиться в новосибирское издательство «Свиньин и сыновья». Мне понравилась эта идея, я написал в редакцию. Так в 2011 году был опубликован «Мифосибирск» — сборник мифов, легенд и исторических фактов о Новосибирске. С тех пор у этой книги было около 14 допечаток, и до сих пор она крайне востребована у читателей.

Из всех историй, собранных в «Мифосибирске», какая произвела на вас наибольшее впечатление?
Меня поразила посмертная судьба одного из основателей Новосибирска, руководителя строительства железнодорожного моста через реку Обь и собора Александра Невского — инженера Николая Тихомирова. Его похоронили в 1900 году на территории собора Александра Невского. Но в тридцатые годы место захоронения было разрушено и всеми позабыто. И только в семидесятых годах при прокладке кабеля строители случайно обнаружили склеп Тихомирова, после чего он был перезахоронен на Заельцовском кладбище. История этого человека побудила меня изучать судьбу захоронений других людей, и оказалось, что существует огромное количество таких вот посмертных путешественников.

Например, бердский купец Владимир Горохов. Он умер в Москве и был похоронен на Ваганьковском кладбище. После вскрытия завещания стало известно, что купец просил похоронить его в любимом Бердске, в котором он прожил 35 лет. Волю покойного выполнили: в том же году его перезахоронили на территории бердского кладбища. Но в пятидесятых годах при строительстве Обского водохранилища часть старого Бердска вместе с могилой Горохова ушла на дно. Лишь в 2008 году, во время сброса воды, эти места вновь показались на поверхности, обнажилась и чудом уцелевшая могила Горохова.

И знаменитого купца похоронили в третий раз на другом бердском кладбище. И это лишь одна из множества поразительных историй посмертной логистики!

После издания «Мифосибирска» прошло 14 лет, продолжаете ли вы собирать краеведческие заметки?
Конечно! Сейчас мы активно готовим к изданию «Мифосибирск-2», который вобрал огромный массив материалов. В нём будет много интересных заметок из старых газет, хорошо передающих дух времени, а также рассказы, тайны, байки, легенды, фотографии и многое другое. Я очень люблю Новосибирск и чувствую, что город отвечает мне взаимностью. Меня всегда впечатляет та отдача, которую мне дают новосибирцы. Они часто подходят ко мне после выступлений, рассказывают интересные факты, легенды, дают темы для новых поисков. В том числе благодаря этому рождаются новые сюжеты для «Мифосибирска». Поэтому в завершение я бы хотел поблагодарить новосибирцев за то, что они так тепло принимают мои книги. Спасибо!

 

Текст: Александра Дегтярева
Без искусства нет жизни

Без искусства нет жизни

5 / 25

«Было время, когда человечество обходилось без науки, но без искусства – никогда», – говорил советский скульптор Вадим Сидур.

Книги – это свет

Книги – это свет

5 / 25

О новом новосибирском издательстве, а также об отличии подходов к изданию книг крупных и малых издательств.

Небо начинается с мечты

Небо начинается с мечты

5 / 25

Об особенностях большого кино, созданного силами региональной команды, о новом поколении героев, чувстве полёта и огромной силе воли, позволяющей справляться с любыми препятствиями.

В танце главное – эмоции

В танце главное – эмоции

5 / 25

В Новосибирске выступила солистка Баварской оперы, а ныне – прима-балерина Михайловского театра Приска Цайзель. На сцене НОВАТа австрийская звезда исполнила партию Жизели в балете «Жизель», а накануне выступления провела творческую встречу в Новосибирском хореографическом училище.

Открываем город для людей

Открываем город для людей

5 / 25

Стремление показать многогранность и бесконечный потенциал сибирской столицы привело музей Новосибирска к созданию уникального проекта — первого в стране Музея космонавтики имени Юрия Кондратюка. 

Евгений Гришковец: каждый заслуживает счастья

Евгений Гришковец: каждый заслуживает счастья

5 / 25

Настроение – улучшилось! В Центре культуры и отдыха «Победа» показали фильм-посвящение народному артисту России Михаилу Жванецкому.