Конференцию открыл уполномоченный представитель ОЦДС БРИКС Сергей Няшин, подчеркнувший её направленность на формирование позитивного образа будущего ради блага каждого человека:
— Будущее определяется характером деятельности человека, его мотивацией и устремлениями. Эксплуатация, жажда прибыли и агрессивная экспансия неизбежно порождают конфликты и войны. Напротив, любовь, семейное благополучие, ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне способствуют созданию гармоничного общества и общему процветанию. Правильный настрой формируется лишь в благоприятной среде обитания. Уверен, что человечество сделает осознанный выбор в пользу созидательного пути развития, основанного на сотрудничестве и единстве. Ведь именно тесное взаимодействие народов служит основой консолидации стран-участниц БРИКС, — заключил Сергей Няшин.
Капитан второго ранга в отставке, руководитель лекторской группы ветеранской организации Ленинского района города Новосибирска Владимир Михальцов подчеркнул острую необходимость кардинального обновления образовательной системы, находящейся в критическом состоянии со времён распада Советского Союза:
— Сегодня этот вопрос приобретает особую значимость не только для России, но и для всего сообщества государств БРИКС. Образование служит основой национальной безопасности любой страны. За прошедшие три десятилетия число российских школ сократилось почти на 30 тысяч единиц, детских садов — на 45 тысяч. Наибольший удар пришёлся на сельские образовательные учреждения: согласно данным Счётной палаты начиная с 2000 года было закрыто свыше 20 тысяч сельских школ. Более того, система школьного образования испытывает дефицит порядка 140 тысяч педагогов. Причина такой ситуации очевидна — недопустимо низкий уровень заработной платы учителей. Финансирование российского образования составляет всего около 3,5% ВВП, что ставит страну на позорное 84-е место среди мировых держав. Очевидно, что выделяемых средств недостаточно для формирования высокообразованного поколения, востребованных специалистов и квалифицированных кадров, столь необходимых как самой России, так и другим странам БРИКС и расширенного состава объединений БРИКС+. Эксперты убеждены, что финансирование сферы образования в текущих реалиях должно составлять минимум 7% валового внутреннего продукта, — отметил Михальцов.
Любовь, семейное благополучие, ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне способствуют созданию гармоничного общества
Дмитрий Владимирович обратил внимание на отсутствие федерального закона о патриотическом воспитании граждан, обсуждение которого ведётся с начала двухтысячных годов. Сам же он вместе с коллегами ещё в 2004 году разработал региональную целевую программу, которая сегодня эффективно реализуется в 134 военно-патриотических клубах в Новосибирской области.
— У нас имеются отличные условия для дальнейшего продвижения идей патриотизма: действуют военные учебные заведения, работают опытные преподаватели и кадровые офицеры. Однако отсутствует поддержка со стороны соответствующих ведомств, необходимая для вывода концепции военно-патриотического воспитания молодёжи на региональный уровень. Между тем, сотрудничество в рамках инициативы БРИКС открывает широкие перспективы: возможно создание международного детского лагеря на берегу Обского моря и университета БРИКС в Новосибирске, центром которого мог бы стать учебно-научно-методический центр, специализирующийся на вопросах патриотического воспитания, — подчеркнул спикер.
Генеральный директор Института системного воспитания личности Анатолий Катунин особо подчеркнул роль воспитания как основы национальных традиций в странах БРИКС.
По мнению эксперта, воспитание — это процесс формирования духовной оси человека, поддерживаемый телесным, эмоциональным и нравственным развитием. Школьники должны получать знания в четырёх ключевых направлениях культуры: физической, художественной, здоровье формирующей и трудовой. Сейчас все эти направления почти утрачены, тогда как раньше существовало целостное сочетание воспитания и образования, обеспечивавшее экономический рост в Советском Союзе.
Катунин выразил убеждённость, что для нового этапа развития необходимы такие формы воспитания, как восстановление здоровой осанки, обучение правильной походке, развитие межличностных отношений и личностного поведения, включая семейные ценности: «Наш институт разрабатывает программы дополнительного образования, направленные на восстановление утраченных элементов традиционного воспитания».
Руководитель межрегионального культурно-патриотического проекта «Молодецкие игры народов России» Дмитрий Семёнов акцентировал внимание на значении народных игр для укрепления международного сотрудничества между странами БРИКС.
Семёнов подчеркнул, что народные игры представляют собой уникальный культурный ресурс, способствующий развитию социальных навыков, сохранению национального своеобразия и преодолению культурных различий. Такие игры помогают сохранить исторически важные аспекты народной культуры, защищая её от воздействия глобализации.
Кроме того, традиционные игры развивают чувство коллективизма, уважение к правилам и способствуют формированию здоровой нации. Они могут использоваться в целях поддержки этнических сообществ и содействовать росту популярности этнотуризма, создавая новые экономические возможности.
Образование служит основой национальной безопасности любой страны
Уже существуют успешные региональные практики, такие, как «Молодецкие игры» и «Семейные фестивали» в Новосибирской области, доказавшие эффективность интеграции традиционных игр в повседневную жизнь населения. Эти мероприятия могли бы послужить примером для масштабирования опыта на международном уровне. Например, проведение ежегодных фестивалей «Игры БРИКС».
Таким образом, сохранение и распространение народного творчества способно укрепить связи между странами и способствовать гармонизации международных отношений.
Все предложения, высказанные участниками конференции, будут обобщены в единой резолюции и переданы в Организацию центров делового сотрудничества БРИКС. Резолюция станет предметом тщательного анализа для возможного внедрения инициатив в практическую деятельность членов союза.
Участниками конференции стали представители администрации Новосибирска, общественные деятели, учёные научно-исследовательских институтов, а также гости из различных регионов России и зарубежных стран.
Фото: Шлыкова Елена Александровна, администратор АНО ДО «Общественный институт системного воспитания личности»