Когда молодость встречается с мудростью как удержать аудиторию в эпоху цифровых перемен

8 / 25     RU
Когда молодость встречается с мудростью
Аркадий Цукер бизнес-консультант, философ

«Игрекация поколений»: работа подчиняется стилю жизни, маркетологи борются за покупателя на уровне ценностей. Аркадий Цукер объясняет правила современной бизнес-игры в нашей постоянной рубрике «Харизматичное лидерство».

LT: Аркадий Альтерович, давайте подойдëм к теме менеджмента поколений, о которой пойдет речь на вашем мастер-классе в Новосибирске, через эмпирическое правило Джека Голдстоуна. Оно гласит, что превышение порога в 25% молодых людей ведëт к социальным потрясениям. По прогнозам демографов, к 2030 году количество молодых людей до 25 лет составит около трети населения планеты. Каково ваше мнение по этому поводу?

АРКАДИЙ ЦУКЕР: Да, действительно, Джек Голдстоун предложил термин «молодёжный бугор», обозначающий увеличение доли молодых людей в обществе. Однако сам факт наличия большого числа молодёжи вовсе не означает автоматически рост социальной напряжённости. Здесь важны два аспекта.

Во-первых, повышение доли молодёжи свидетельствует лишь о росте активного потенциала общества — молодые люди обладают большей жизненной энергией. Вопрос заключается в том, как мы распорядимся этим потенциалом: направим ли его на социальные изменения, культурные преобразования, технологический прогресс или развитие архитектуры… Всё это зависит исключительно от нашего умения управлять молодëжью и молодëжными движениями.

Второй аспект состоит в следующем феномене: в будущем, которое мы с вами обсуждаем, молодёжный и геронтологический бугры существуют одновременно: параллельно с ростом численности молодёжи увеличивается и количество людей старшего поколения — тех, кому за 50−60 лет. Впервые за долгое время эта группа также займёт значительную долю в обществе — порядка одной трети, сравнимую с долей молодёжи. Люди зрелого возраста благодаря улучшению качества жизни станут обладателями значительных ресурсов, опыта и финансовых возможностей. Таким образом, перед нами встаёт задача поиска баланса между двумя мощными социальными группами — молодыми людьми и представителями серебряного возраста. Этот вопрос требует тщательного изучения и моделирования.

А сейчас поиск баланса значительно усложняет всё нарастающая межпоколенческая дистанция…

На мой взгляд, она сегодня как раз сокращается, а не увеличивается. После пандемии коронавируса ценности людей существенно изменились. Возник даже термин — «постковидная игрекация поколений». Ценности поколений иксов, игреков, зетов и даже бэби-бумеров сближаются и постепенно начинают напоминать или соответствовать ценностям поколения Y. То есть мы все начинаем больше ценить не карьеру и статусы, не обладание какой-то собственностью, а выводим на первый план отношения, здоровье, саморазвитие, создание вокруг себя определённой среды, начинаем ценить то, что происходит здесь и сейчас, быть устремлёнными в настоящее, а не в будущее. В этом интересность сегодняшней межпоколенческой ситуации.

Мы все будто варимся внутри одного социального котла и одинаково ощущаем туманность и размытость перспектив нашего времени, начинаем думать о жизни примерно одинаково.

Ценности поколений иксов, игреков, зетов и даже бэби-бумеров сближаются и постепенно начинают напоминать или соответствовать ценностям поколения Y

Однако различия сохраняются в способах освоения знаний и взаимодействия с информацией. Наши дети ушли вперёд в плане обработки информации более высокой плотности и интенсивности. Если мы без наших очков предвзятости посмотрим на уровень качества и плотность знаний нового поколения, то увидим, что ежедневное сидение в телефонах, постоянное сканирование большого количества информации даёт сегодня молодым людям совершенно другой тип знания и ориентации в информационном потоке. Я с удовольствием общаюсь с молодёжью, и мне со своими иксовыми способами познания и переработки информации их уже не догнать.

В 2018 году вы говорили, что владельцы бизнеса ориентированы на прибыль и накопление капитала, тогда как молодые сотрудники ищут самореализацию и признание своего вклада. Что изменилось за это время, какова мотивация обеих сторон?

С точки зрения бизнеса, как бы это ни выглядело странно, в новых поколениях сохраняется тот же социальный тренд, о котором мы сказали выше. Ценности молодых сотрудников не меняются, а вот среди собственников бизнеса растёт число тех, кому также становится важными самореализация, признание, поиск дополнительного капитала под важные социальные проекты. И это тот же тренд на сближение поколений: Х к точке Y и Х к точке Z.

Как в этой парадигме сближения поколений может меняется маркетинг в целом и маркетинговая стратегия любого бизнеса? Что сегодня, на ваш взгляд, будет наиболее эффективно?

В принципе, если посмотреть на историю нашего маркетинга, то можно выделить несколько эпох, в каждой из которых преобладали разные маркетинговые стратегии. Был маркетинг продукта, в котором мы получали клиента за счёт его заинтересованности в функциональных характеристиках продукта и в цене. Потом был маркетинг бренда, с его доминирующим клиентским опытом и впечатлениями. Сейчас ключом маркетинга является борьба за внимание.

Клиентов получают те, кому удаётся привлечь внимание аудитории на ранних стадиях созревания потребностей и интереса к продукту или услуге. В этом смысле маркетинг становится образовательным. Он начинает работать не с момента продажи или предпродажи, а на этапе формирования клиентской потребности и компетентности. Поэтому победит тот, кто первым покорит будущего покупателя своей экспертностью, своими поступками и ценностями, личным подходом к работе на рынке.

Какой должна быть роль лидера в организации, учитывая сегодняшнюю реальность цифровизации и межпоколенческих отношений?

Ключевым трендом, определяющим современные требования к руководству, является кардинальная смена модели социальной реализации людей. Это тоже одно из последствий постковидной эпохи. Работа перестаёт быть центром человеческой жизни и отходит на задний план. Человек разрабатывает себе определённый образ жизни и уже дальше вмещает в него работу: я сначала назначаю себе тренировки, ищу подходящий фитнес-центр и тренера, а потом уже подбираю работу, которая позволит мне заниматься у этого тренера.

Такая смена модели социальной реализации задаёт абсолютно другую стратегию руководства и лидерства. Сегодня руководитель должен управлять созданием среды, задавать определённый образ жизни и его поддерживать. Тот самый поколенческий вектор смещается теперь в сторону жизни в моменте, в сторону поиска счастья не на пенсии, а сейчас.

Ещё один важный момент — цифровизация и искусственный интеллект. С одной стороны они облегчают ручной труд, с другой — резко увеличивают  интеллектуальную нагрузку на человека. Ту информацию, которую мы бы раньше добывали по чайной ложке и перерабатывали за год, искусственный интеллект предоставляет за секунду. Всё это повышает нагрузку на психику, повышенный информационный поток является причиной быстрой усталости и последующего выгорания. Вот почему сегодня важно учиться управлять людьми и организацией труда. Выжить в резко выросшем стрессо-информационном потоке становится одной из ключевых задач современного менеджмента.

Текст: Анастасия Куприянова
Важно знать бизнесменам

Важно знать бизнесменам

8 / 25

25 сентября в НГОНБ в рамках комиссии по корпоративному праву Ассоциации юристов России пройдёт бесплатный образовательный семинар для представителей бизнеса. 

Мир финансовых возможностей

Мир финансовых возможностей

8 / 25

Финансовые тонкости – легко, наглядно и профессионально.

Давайте поиграем?

Давайте поиграем?

8 / 25

Настольные деловые игры — тренд, который с годами лишь набирает обороты. 

Изменения в бизнесе начинаются с личной трансформации

Изменения в бизнесе начинаются с личной трансформации

8 / 25

О том, как развивать бизнес, увеличивая прибыль, рассказала Галина Рыбак – бизнес-коуч, , член клуба Constanta invest.

ТМ «БРИТ»: гидроизоляция для экстремального климата: как Сибирь выбирает надёжность

ТМ «БРИТ»: гидроизоляция для экстремального климата: как Сибирь выбирает надёжность

7 / 25

На фоне рекордного роста строительства жилья и масштабных инфраструктурных проектов Новосибирской области, на рынок стройматериалов выходит игрок с премиальными решениями. 

Богатство духовное и материальное

Богатство духовное и материальное

7 / 25

О финансовой культуре души и силе женских сообществ.

1230//